Элективный курс «Занимательная физика» 7 класс
Пояснительная записка
Физика – наука экспериментальная. Наблюдения и опыты являются источником знаний о природе физических явлений. Наука помогает находить решение всевозможных задач и дает нам возможность понять, почему все происходит именно так, как оно есть, а не иначе. Преимуществами физического эксперимента являются высокая степень активности и самостоятельности учащихся при выполнении эксперимента, выработка умений работы с физическими приборами и навыков обработки результатов наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента или наблюдения по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим учащимся. Отработанные и гладко проходящие эксперименты, выполняемые учителем на демонстрационном столе, ученик часто воспринимает как хорошо подготовленный фокус, результаты же своего эксперимента, даже очень простого, он воспринимает как открытие. Поэтому, для семиклассников нужно проводить курсы, где они самостоятельно выполняли бы простые эксперименты, занимательные опыты, которых объясняли бы на основе своих знаний по физике.
Цель данного курса – углубление и расширение знаний учащихся, полученных на уроке физики, развитие интереса к физике как науке.
Задачи курса – ознакомление с научно- популярной литературой, физическим оборудованием;
- привитие навыков исследовательской деятельности учащихся;
- формирование самостоятельности учащихся;
- умение объяснять результаты эксперимента, опыта.
Данный курс рассчитан для учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
Объем курса – 28 часов.
Форма обучения – лабораторно-практическая.
Ожидаемый результат – повышение положительной мотивации к предмету, расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование самостоятельности.
Учебно – тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | лекция | Практ. | Семинар | Форма контроля |
1 | Опыты «Устойчивое равновесие» | 2 | | 1 | 1 | |
2 | Опыты «Рычаг» | 2 | | 1 | 1 | |
3 | Опыты «Инерция» | 2 | | 1 | 1 | |
4 | Опыты «Вращение» | 1 | | 1 | | |
5 | Опыты «Плотность» | 2 | | 1 | 1 | |
6 | Опыты «Трение» | 2 | | 1 | 1 | |
7 | Опыты «Плавание тел» | 2 | | 1 | 1 | |
8 | Опыты «Воздух» | 2 | | 1 | 1 | |
9 | Опыты «Атмосферное давление» | 2 | | 1 | 1 | |
10 | Опыты «Звук» | 2 | | 1 | 1 | |
11 | Опыты «Электричество» | 2 | | 1 | 1 | |
12 | Опыты «Магнит» | 2 | | 1 | 1 | |
13 | Опыты «Теплопередача» | 2 | | 1 | 1 | |
14 | Опыты «Оптика» | 2 | | 1 | 1 | |
15 | Итоговое занятие | 1 | | | | Защита реферата |
Содержание
Устойчивое равновесие.
Опыты «Почему же только один?», «А карандаш не падает», «Еще два опыта с вилками», «На краю», «Равновесие». Игрушка «Прилежный пильщик». Прочность и форма.
Рычаг.
Опыты «Качели», «Сколько силы в пальцах», «Сильнее двоих».
Инерция.
Опыты «Щелк», «По инерции», «Шашки тоже не падают!», «Три опыта с монетами».
Вращение.
Опыты «Вода не выливается из стакана», «Эффект Кориолиса», «Еще два опыта с вращением», «Неоднородный волчок», «Приплюснутый шар». Сепаратор.
Плотность.
Исследование плотности вещества. Отчет о проделанной работе.
Трение.
Опыты «На страже покоя», «Карандаш и книга». Игрушки «Катушка - ползушка», «Акробат идет колесом».
Плавание тел.
Опыты «Яйцо в соленой воде», «Плавает ли железо», «Нарушенное равновесие», «Простейшая подводная лодка», «Ареометр».
Воздух.
Опыты «Место для воздуха», «Соломенный буравчик», «Брызгалка», «Неведимка и хитрая змея, «Вертушка на булавке», «Почему он не падает?». «Пульверизатор». Игрушка «Вертолет».
Атмосферное давление.
Опыты «Три опыта со стаканами», «Сухим из воды», «Три фонтана», «Воздушный пресс».
Звук.
Опыты «Звучащий стакан». «Флейта из соломинки», «Цыплячий писк», «Колокольный звон из ложки», «Рупор».
Электричество.
Опыты «Электрическая расческа», «Щелчок», «Молния на столе», «Электрическая ложка».
Магнит.
Опыты «Парящий самолет», «Рисует магнит», «Магнит из гвоздя», «Стальной барьер». Игрушка «Разборчивый гусь».
Теплопередача.
Опыты «Несгорающая бумага», «Лед, не тающий в кипятке», «Стакан ползет». Термометр.
Оптика.
Опыты « Перевернутое имя», «Увеличивает ли увеличительное стекло?», «Чем чернее, тем светлее»
Защита рефератов по выбранным темам.
Методические рекомендации
При изучении данного элективного курса учителю необходимо обратить внимание:
- учащиеся работают на занятиях по индивидуальным карточкам- описанием опытов самостоятельно;
- на семинарской части выступают , объясняют результаты ; - в зависимости от уровня подготовки учащихся можно ввести другие эксперименты;
- на формирование практических и исследовательских навыков учащихся;
- на применение знаний по физике на практике.
Литература для учащихся и учителя
Кабардин О.Ф.и др. Внеурочная работа по физике.-М.:Просвещение, 1983.
Гальперштейн Л.Я. Забавная физика.- М.: Дет.лит., 1994.
Физика –юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения. 7 кл/Сост. М.Н. Алексеева.- М.: Просвещение,1980.
Ван Клив Дженис. 200 экспериментов/Пер.с англ. – М.: Джон Уайли энд Санз, 1995.
Занимательная физика
элективный курс для 7 класса общеобразовательной школы
Кириллина Галина Николаевна
учитель физики и математики
2008 г.
Пояснительная записка
В привитии умения самостоятельно мыслить и применять знания важную роль играет систематическая организация самостоятельной работы учащихся по решению физических задач.
Неумение самостоятельно решать физические задачи является одной из причин, мешающих учащимся добиться лучших результатов в учебной деятельности по предмету и сдать единый государственный экзамен по физике.
Приучать к самостоятельному решению задач нужно постепенно, начиная с выполнения отдельных несложных операций, затем переходя к выполнению более трудных операций, а уж потом к самостоятельному решению задач.
Цель курса – выработка навыков и умений решения типовых задач по физике.
Задачи курса – повторение теоретического материала по темам;
- изучение и воспроизведение образцов решения задач;
- самостоятельное выполнение практических заданий.
Форма обучения – семинарские и практические занятия.
Данный курс рассчитан для 9-11 классов общеобразовательной школы.
Объем курса – 25 часов.
Ожидаемый результат – знание краткого теоретического минимума и образцов решения задач; умение самостоятельно решать задачи.
Учебно – тематический план
№ | Наименование тем | Всего часов | Лекц. | Практ. | Семинар | Форма контроля |
| Механика | | | | | Тест |
| Гл.1. Основы кинематики | 4 | | 2 | 2 | |
| Гл.2. Основы динамики | 7 | | 4 | 3 | |
| Гл.3. Законы сохранения | 5 | | 3 | 2 | |
| Молекулярная физика и термодинамика | | | | | Тест |
| Гл.4. Основы молекулярно-кинетической теории | 4 | | 2 | 2 | |
| Гл.5. Основы термодинамики | 1 | | | 1 | |
| Электродинамика | | | | | Тест |
| Гл.6. Электрическое поле | 2 | | 1 | 1 | |
| Гл.7. Законы постоянного тока | 2 | | 1 | 1 | |
| Оптика | | | | | |
| Гл.8. Световые волны | 1 | | | 1 | Тест |
Содержание курса
Механика
Глава 1. Основы кинематики.
Поступательное движение. Материальная точка. Система отсчета. Путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном неравномерном движении. Равномерное движение тело по окружности.
Глава 2. Основы динамики.
Движение под действием нескольких сил. Движение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Движение по наклонной плоскости. Движение по окружности.
Глава 3. Законы сохранения.
Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.
Молекулярная физика и термодинамика
Глава 4. Основы молекулярно-кинетической теории.
Уравнение газа. Изопроцессы в идеальном газе.
Глава 5. Основы термодинамики.
Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.
Электродинамика
Глава 6. Электрическое поле.
Закон Кулона. Напряженность поля.
Глава 7. Законы постоянного тока.
Закон Ома для полной цепи.
Оптика
Глава 8. Законы преломления света.
Методические рекомендации
При изучении данного курса учителю необходимо обратить внимание:
- на обязательное знание теоретического минимума;
- на анализ условия задачи;
- на поиск решения задачи;
- на проверку ответа (правдоподобность);
- на логически последовательное решение задач.
Литература для учащихся и учителя:
Тренажер по физике для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы. Тренировочные задачи/авт.-сост. В.А. Шевцов.-Волгорад: Учитель,2007.
Абросимов Б.Ф. Физика. Способы и методы поиска решения задач: учебно-методическое пособие. М.: Изд.»Экзамен»,2006.
Физика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы/Авт.-сост. Н.В.Турчина и др.-М.: Дрофа,2000.
Закурдаева С,Ю., Камзеева Е.У. Физика: Задания типа С единого государственного экзамена. М.: Вентана-Граф, 2006.
Решение задач по физике
элективный курс для 9-11 классов
общеобразовательной школы.
Кириллина Галина Николаевна
учитель физики и математики
2008 г.