Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №129
Советского района города Волгограда
Элективный курс по теме:
«Уравнения и неравенства с модулями».
Составитель спецкурса
учитель математики
высшей категории
Иванас Ирина Анатольевна
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс соответствует:
современным целям общего образования;
основным положениям концепции профильной школы;
перспективным целям математического образования в школе.
Программа данного курса рассчитана на всех учащихся 11 класса, желающих иметь успехи в математике, повысить математическую культуру, развить сообразительность и навыки устных и письменных вычислений, рассматривает основные понятия, связанные с выполнением заданий, содержащих модули. Курс рассчитан на 17 часов.
Учитывая склонности, интересы и уровень подготовленности учащихся
возможно использование лекционно-семинарских занятий, практикумов по решению разноуровневых заданий, позволяющих на конкретных примерах увидеть, как на практике применяется метод интервалов при решении уравнений и неравенств, а так же систем уравнений и неравенств,
содержащих модули, что будет способствовать развитию положительной мотивации учащихся во время математической подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в ВУЗ.
В процессе изучения данного курса учащиеся расширяют знания о модуле, о приложении метода интервалов к решению уравнений и неравенств, содержащих модули, получают возможность практического
применения данного метода при решении заданий во время фронтальной, групповой и индивидуальной подготовки, овладевают умением работать
с научной и справочной литературой.
Содержание курса направлено на выработку общих учебных умений и навыков по решению уравнений и неравенств, а также их систем, на
формирование обобщённых способов познавательной, коммуникативной, творческой деятельности.
В процессе изучения курса учащиеся могут включиться в такие виды деятельности, как:
поиск и анализ необходимой информации, в том числе с помощью Интернета;
работа в группах при составлении заданий;
устные выступления по способам решения с последующей дискуссией;
оформление результатов деятельности в форме набора уравнений и неравенств, а также их систем или компьютерной презентации и т.д.
Поскольку курс предполагает личностно-ориентированный подход, то школьники могут выбирать или не выбирать участие в презентациях.
Цель курса - познакомить учащихся с методами решения уравнений и неравенств, основанными на материале программы общеобразовательной средней школы, проиллюстрировать широкие возможности использования хорошо освоенных школьных знаний и привить учащимся навыки применения различных методов рассуждений.
Задачи:
повысить интерес к математике за счет дифференцированного подхода к решению математических заданий;
способствовать развитию практического опыта решения уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств, содержащих модули;
формировать умение работать со справочной литературой, находить и использовать информацию в рекомендованных изданиях.
Оценка работы учащихся в процессе изучения курса дихотомическая: зачет и незачет.
Целью аттестации по данному элективному курсу является констатация
личных достижений учащихся по освоению содержания, а также качественная оценка самостоятельно выполненных индивидуальных работ.
Основными результатами освоения учащимися содержания элективного курса является определенный набор умений: как общеучебных, так и связанных с практическими умениями и навыками, а также приобретение опыта исследовательской деятельности при решении заданий повышенного уровня.
Если учащийся прослушал весь теоретический материал курса, принял
активное участие в практикумах, успешно выполнил индивидуальные домашние задания, продемонстрировал умение использовать справочную
литературу, научился работать в группах, находить и использовать
информацию в рекомендованных изданиях, он набирает от 51 до 100 баллов
и получает зачет.
Формой итоговой отчетности может быть защита самостоятельно составленных заданий или групповая работа с презентацией решенных заданий в форме круглого стола.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Кол- во ча- сов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Модуль действительного числа и его свойства. | 1 | Лекция | |
2 | Модуль действительного числа и его свойства. | 1 | Практикум | Участие в практикуме. |
3 | Модуль функции. | 1 | Лекция | Фронтальная работа. |
4-5 | Модуль функции. | 2 | Практикум | Участие в практикуме. |
6 | Уравнения с модулями. | 1 | Лекция | Фронтальная работа. |
7-8 | Уравнения с модулями. | 2 | Практикум | Индивид. домашнее задание. |
9 | Неравенства с модулями. | 1 | Лекция | Фронтальная работа. |
10- 11 | Неравенства с модулями. | 2 | Практикум | Индивид. домашнее задание. |
12 | Системы уравнений и неравенств. | 1 | Лекция | Фронтальная работа. |
13-14 | Системы уравнений и неравенств. | 2 | Практикум | Индивид. домашнее задание. |
15-16 | Защита проектов и творческих заданий. | 2 | Круглый стол | Презентации. Отчеты. |
17 | Резерв. | 1 | | |
Содержание курса.
Модуль действительного числа.(3ч.)
(лекция 1ч.; практика 2ч.)
Определение модуля действительного числа. Свойства модуля действительного числа. Применение определения модуля и его свойств при решении практических заданий.
2.Модуль функции. (3ч.)
(лекция 1ч.; практика 2ч.)
Определение модуля функции. Свойства модуля функции.
Применение определения модуля и его свойств для решения практических заданий.
3.Уравнения с модулями. (3 ч.)
(лекция 1ч.; практика 2ч.)
Равносильность. Метод промежутков. Алгоритм решения уравнений, содержащих модули, методом промежутков.
4. Неравенства с модулями.(3 ч.)
(лекция 1ч.; практика 2ч.)
Равносильность. Метод промежутков. Алгоритм решения неравенств, содержащих модули, методом промежутков.
5.Системы уравнений неравенств. (3 ч.)
(лекция 1ч.; практика 2ч.)
Алгоритм решения систем уравнений и неравенств. Равносильность.
6. Защита проектов (задач).( 2 ч.)
7. Резерв (1 ч.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Тема 1. Модуль действительного числа и его свойства.
Занятие № 1
Модуль действительного числа и его свойства (лекция).
ЦЕЛИ: повторить и уточнить знания учащихся; рассмотреть свойства модуля, его геометрический смысл; способствовать выработке навыков в упрощении выражений, содержащих модуль.
Методические рекомендации.
Вначале решение упражнений должно сопровождаться объяснением, опирающимся на определение модуля и его геометрический смысл. В дальнейшем необходимо добиться автоматизма в решении упражнений типа |7|=7; |-3|=3; |1- √2|= √2-1. Записать в тетрадях определение модуля, обсудить геометрический смысл модуля (сделав необходимые записи и чертежи).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Лекция.
План:
1. Дать определение модуля (привести примеры).
2. Рассмотреть некоторые свойства модуля.
3. Дать геометрическое толкование модулю.
II. Решение упражнений, содержащих модуль по выбору учителя с учетом уровня подготовки учащихся: например, №№ 1, 2.
III. Самостоятельное решение упражнений с комментариями: например, № 3, №18 (а), №19 (г).
IV. Домашнее задание: №№ 6, 8, 9, 19 ( а - в )*.
* Здесь и далее: смотри дидактический материал для учащихся
( приложение).
Занятие № 2
Модуль действительного числа и его свойства (практикум).
ЦЕЛИ: закрепить изученный материал; познакомить учащихся с преобразованием некоторых типов выражений, содержащих модуль; упражнять в упрощении выражений, содержащих модуль.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
Дайте определение модуля числа.
Дайте геометрическое истолкование модуля.
Может ли быть отрицательным значение суммы 2+|x|?
Может ли равняться нулю значение разности 2|x|-|x|?
Как сравниваются два отрицательных числа?
Устная работа (полезные упражнения).
Раскрыть модуль:
1) |∏-3|; 6) | (x-1)(x+1)+1|;
2) |√3-√5|; 7) | (x+4)(x-1)|;
3) |1-√2|; 8) |√(a-3)(a-3)| при a≥3;
4) |√5-2|; 9) | √(b-4)(b-4) при b
5) |x+1| при x≤-1; 10) | x-8| при x
III. Проверка домашнего задания: №№ 6, 8, 9, 19 ( а - в )*.
IV. Решение практических заданий, содержащих модуль: №№ 4, 11, 13, 19 (г-ж).
Самостоятельное решение со взаимопроверкой по вариантам.
I Вариант- №№ 5, 15.
II Вариант- №№ 10, 16.
Домашнее задание. №№ 12, 17, 18 (а).
Тема 2. Модуль функции. Графики функций, содержащих модуль.
Занятие № 3
Модуль функции. Графики функций, содержащих модуль (лекция).
ЦЕЛИ: повторить и уточнить знания учащихся; рассмотреть определение модуля функции; способствовать выработке навыков в применении определения модуля и его свойств при описании свойств функций, содержащих модуль и построении графиков элементарных функций.
Методические рекомендации.
Ввести определение модуля функции:
f (x)=f(x), если f(x)≥0
f (x)=-f(x), если f(x)
Далее можно рассмотреть следующие сведения:
если |f(x)|=a; то f(x)=± а ;
если |f(x)|=g(x); то f(x)=±g(x);
если |f(x)|=|g(x)|; то f(x)=±g(x);
затем можно рассмотреть общепринятые обозначения, которые могут применяться в дальнейшем при решении уравнений и неравенств, содержащих модуль.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Лекция.
План:
1. дать определение модуля функции.(привести примеры)
2. рассмотреть некоторые свойства модуля функции:
если |f(x)|=a; то f(x)=± а ;
если |f(x)|=g(x); то f(x)=±g(x);
если |f(x)|=|g(x)|; то f(x)=±g(x);
II. Решение упражнений, связанных с рассмотрением свойств элементарных функций, содержащих модуль и построением их графиков по выбору учителя с учетом уровня подготовки учащихся: например, 49 (2, 3, 7), 51 (а - в).
III. Самостоятельное решение упражнений с комментариями: №№ 49 (1, 4, 5, 8), 50, 53.
Домашнее задание: №№ 49 (12, 14, 16), 58 (а, в, д).
Занятие № 4
Модуль функции. Графики функций, содержащих модуль (практикум).
ЦЕЛИ: закрепить изученный материал; рассмотреть с учащимися свойства элементарных функций, содержащих модуль, способы построения их графиков; упражнять в описании свойств элементарных функций, содержащих модуль и построении их графиков.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
1.Дайте определение модуля функции.
2. Объяснить свойства модуля функции.
если |f(x)|=a; то f(x)=а или f(x)=-а;
если |f(x)|=g(x); то f(x)=g(x) или f(x)=-g(x);
если |f(x)|=|g(x)|; то f(x)=g(x) или f(x)=-g(x);
II. Устная работа (полезные упражнения).
Найти область существования функции:
1) y=√|x|-3; 3) y=|x| +x;
2) |y|=|x| ; 4) y=|x-2|-|x+2|.
III. Проверка домашнего задания: №№ 49 (12, 14, 16), 58 (а, в, д ).
IV. Решение практических заданий, связанных с функциями, содержащими модуль: №№ 55 (а, в, д, ж, и), 56 (а, в, д, ж, и, л), 59.
V. Самостоятельное решение со взаимопроверкой по вариантам.
I Вариант- № 57 (а, в)
II Вариант- № 57 (б, г)
Домашнее задание: № 60.
Занятие № 5
Модуль функции. Графики функций, содержащих модуль (практикум).
ЦЕЛИ: закрепить изученный материал; расширить представления учащихся о взаимосвязи между алгебраическими соотношениями и их геометрическими образами на координатной плоскости; упражнять в описании свойств элементарных функций, содержащих модуль и построении их графиков.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
1.Какие особенности построения графиков функций, содержащих модуль, вы знаете?
2.Как построить графики функций : y=|f(x)|, y=f|(x)|, y=|f|(x)||, зная как выглядит график функции y=f(x).
II. Проверка домашнего задания: № 60.
III. Решение практических заданий, связанных с функциями, содержащими модуль: №№ 59 (а, в), 61 (1-4)
Домашнее задание: №№ 59 (б), 61 (5-8).
Тема 3. Уравнения с модулями.
Занятие № 6
Уравнения с модулями (лекция).
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с решением некоторых типов уравнений, содержащих модуль; упражнять в решении уравнений.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Лекция.
План:
1. рассмотреть примеры решения уравнений, содержащих абсолютные величины на основе определения;
2. рассмотреть примеры решения уравнений с помощью геометрических соображений (на основе геометрической интерпритации).
II. Решение уравнений, содержащих модуль по выбору учителя с учетом уровня подготовки учащихся: №№ 20 (в, г), 21 (д), 22 (а, б), 25.
III. Самостоятельное решение уравнений с комментариями: №№ 26 (а, в, г), 29 (а, в), 32 (а, в, д, ж).
Домашнее задание: №№ 20 (а, б), 21 (а, б), 23 (1, 2), 24 (4), 26 (б).
Занятие № 7
Уравнения с модулями (практикум).
ЦЕЛИ: закрепить изученный материал; отработать с учащимися методы решения некоторых типов уравнений, содержащих модуль; упражнять в решении уравнений.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
1.Как решаются уравнения, содержащие абсолютные величины на основе определения?
2. Как решаются уравнения на основе геометрической интерпритации?
II. Проверка домашнего задания: №№ 20 (а, б), 21 (а, б), 23 (а, б), 24 (г), 26 (б).
III. Решение уравнений, содержащих модуль: №№ 30, 31 (1-3), 34(а-д).
Домашнее задание: № 33.
Занятие № 8
Уравнения с модулями (практикум).
ЦЕЛИ: закрепить изученный материал; отработать с учащимися методы решения некоторых типов уравнений, содержащих модуль; упражнять в решении уравнений; определить индивидуальные задания с учетом уровня подготовки учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Самостоятельная работа по вариантам:
I Вариант- № 26 (а), 27 (б).
II Вариант- № 26 (в), 27 (а).
II. Проверка домашнего задания: № 33.
III. Решение уравнений, содержащих модуль: №№ 28 (а, в, д), 29 (б, г, ж).
Домашнее задание: №№ 24 (10-17), 28 (б, г,е).
Тема 4. Неравенства с модулями.
Занятие № 9
Неравенства с модулями (лекция).
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с решением некоторых типов неравенств, содержащих модуль; упражнять в решении уравнений.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Лекция.
План:
1. рассмотреть примеры решения неравенств, содержащих абсолютные величины на основе определения;
2. рассмотреть примеры решения неравенств с помощью геометрических соображений (на основе геометрической интерпритации).
II. Решение неравенств, содержащих модуль по выбору учителя с учетом уровня подготовки учащихся: №№35 (а, в), 37 (а, в, д), 39 (1), 41.
III. Самостоятельное решение неравенств с комментариями: №№35 (б, г), 40.
IV. Домашнее задание: № 42.
Занятие № 10
Неравенства с модулями (практикум).
ЦЕЛИ: закрепить изученный материал; отработать с учащимися методы решения некоторых типов неравенств, содержащих модуль; упражнять в решении неравенств.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
1.Как решаются неравенства, содержащие абсолютные величины на основе определения?
2. Как решаются неравенства на основе геометрической интерпритации?
II. Проверка домашнего задания: № 42.
III. Решение неравенств, содержащих модуль: №№ 36, 37 (б, г).
Домашнее задание: №39 (2-5).
Занятие № 11
Неравенства с модулями (практикум).
ЦЕЛИ: закрепить изученный материал; отработать с учащимися методы решения некоторых типов неравенств, содержащих модуль; упражнять в решении неравенств; определить индивидуальные задания с учетом уровня подготовки учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Самостоятельная работа по вариантам:
I Вариант- № 38 (а, в).
II Вариант- № 38 (б, г).
II. Проверка домашнего задания: №39 (2-5).
III. Решение неравенств, содержащих модуль: №38 (д), 35 (б, г).
Домашнее задание: № 34 (е-л).
Тема 5. Системы уравнений и неравенств.
Занятие № 12
Системы уравнений и неравенств (лекция).
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с алгоритмом решения некоторых типов систем уравнений и неравенств, содержащих модуль; упражнять в решении систем данного типа.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Лекция.
План:
1. рассмотреть примеры решения систем уравнений и неравенств, содержащих абсолютные величины на основе определения;
2. рассмотреть примеры решения систем уравнений и неравенств с помощью геометрических соображений (на основе геометрической интерпритации).
II. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль по выбору учителя с учетом уровня подготовки учащихся: №№44, 48 (1).
III. Самостоятельное решение систем уравнений и неравенств с комментариями: №№ 45, 48 (2).
IV. Домашнее задание: № 46.
Занятие № 13
Системы уравнений и неравенств (практикум).
ЦЕЛИ: закрепить изученный материал; отработать с учащимися методы решения некоторых типов систем уравнений и неравенств, содержащих модуль; упражнять в решении систем данного типа.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
1.Как решаются системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины на основе определения?
2. Как решаются системы и неравенства на основе геометрической интерпритации?
II. Проверка домашнего задания: № 46.
III. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль: №№ 47, 48 (3).
Занятие № 14
Системы уравнений и неравенств (практикум).
ЦЕЛИ: закрепить изученный материал; отработать с учащимися методы решения некоторых типов систем уравнений и неравенств, содержащих модуль; упражнять в решении систем уравнений и неравенств; определить индивидуальные задания с учетом уровня подготовки учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Самостоятельная работа по вариантам:
I Вариант- № 49 (16, 18).
II Вариант- № 49 (17, 19).
II. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль.
Домашнее задание: №58 (ж-м).
Занятие № 15
Модуль в заданиях единого государственного экзамена (практикум).
ЦЕЛИ: рассмотреть с учащимися типы заданий, содержащих модуль, встречающихся в заданиях ЕГЭ; отработать умения и навыки выполнения заданий данного вида; закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Проверка домашнего задания: № 58 (ж-м).
Решение заданий, содержащих модуль, с использованием КИМ прошлых лет (подборка осуществляется учителем с учетом имеющегося материала).
Индивидуальная работа с организацией дополнительной консультации по необходимости.
Домашнее задание: (индивидуальные варианты ).
Занятие № 16
Модуль в заданиях единого государственного экзамена (практикум).
ЦЕЛИ: рассмотреть с учащимися типы заданий, содержащих модуль, встречающихся в заданиях ЕГЭ; отработать умения и навыки выполнения заданий данного вида; закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Проверка домашнего задания (выборочно ), ответы на вопросы с разбором заданий, вызвавших затруднения.
Решение заданий, содержащих модуль, с использованием КИМ прошлых лет (подборка осуществляется учителем с учетом имеющегося материала).
Индивидуальная работа с организацией дополнительной консультации по необходимости.
Домашнее задание: (индивидуальные варианты ).
Занятие № 17.
Резервное занятие учитель может использовать по своему усмотрению в любой части программы курса (как обобщающее занятие, как резерв времени при отработке любой темы курса, как зачетное занятие).
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя.
Болтянский В.Г., Сидоров Ю.В., Шабунин М.И., Лекции и задачи по элементарной математике. – М.: Наука, 1971.
Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. Задачи по математике. Уравнения и неравенства: справочное пособие.- М.: Наука, 1987.
Егерман Е. Задачи с модулем. 10-11 классы // Математика.-№ 25-26.- 2004.-с. 27-33.
Егерман Е. Задачи с модулем. 10-11 классы // Математика.-№ 27-28.- 2004.-с. 37-41.
СканавиМ.И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы.- Тбилиси, 1992.
Кондолова А.Т. Готовимся к экзамену по математике, пособие (решение уравнений и неравенств с модулями, систам уравнений и неравенств ).- Волгоград, 2003.
Фенько Л.М., Метод интервалов в решении неравенств и исследовании функций, 8-11 классы: учебное пособие - М.: Дрофа, 2005.
Литература для учащихся.
Аверьянов Д.И., Алтынов П.И., Баврин Н.Н. Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.-2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.
Шарыгин Н.Ф. Учебное пособие для 10 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1994.
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2001.
Фенько Л.М., Метод интервалов в решении неравенств и исследовании функций, 8-11 классы: учебное пособие - М.: Дрофа, 2005.