МБОУ «Гимназия №4 с татарским языком обучения»
Кировского района г.Казани
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
для 9 класса
«Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ»
по пособиям Сениной Н.А.
Учитель: Хайруллина Г.Ю.
2016 год
Элективный курс для 9 класса «Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ»
по пособиям Сениной Н.А.
Пояснительная записка
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано: 2 часа в неделю — русский язык и 3 часа русской литературы. Элективные курсы — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать подготовке учеников к ОГЭ по русскому языку.
Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ОГЭ по русскому языку на 2016- 2017 учебный год. Направленность курса «Подготовка к ОГЭ» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ОГЭ.
Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему», «Сочинение - рассуждение на тему, связанную с анализом текста», «Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)». Программа не допускает учебных перегрузок для школьников.
Программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ» составлена в соответствии с программно-методическими материалами, учебно-методическими пособиями Н.А. Сениной.
Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 17 часов.
Цели:
Повторить теорию школьного курса русского языка.
Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
Повысить интерес учащихся к русскому языку.
Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Помочь учащимся в подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.
Перед учениками ставится ряд задач:
Знать нормы русского литературного языка.
Орфографические и пунктуационные правила русского языка
Владеть приемами лингвистического анализа.
Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
Писать сочинения по заданным текстам.
Писать сжатое изложение
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (изложения и сочинения)
Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания, писать сочинения и сжатые изложения).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Спецификация третьей части экзаменационной работы
Третья часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста: 15.1- сочинение - рассуждение на лингвистическую тему; 15.2 – сочинение - рассуждение на тему, связанную с анализом текста; 15.3 – сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).
Обучающиеся должны знать: основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь: различать характер творческих заданий к тексту.
Понятийно-справочный аппарат
Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Критерии оценивания творческой работы
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). Понимание смысла определения и комментарий к нему. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста: один из указанного текста, другой – из жизненного опыта. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему; рассуждения по прочитанному тексту; рассуждения на морально-этическую тему.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; подбирать примеры-аргументы из указанного текста и из жизненного опыта, доказывающие правильность понимания определения; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Введение. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. | 1 | Текущий контроль |
Сочинение на лингвистическую тему | 6 | Текущий контроль. Сочинение |
Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста | 5 | Текущий контроль. Сочинение |
Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова) | 5 | Текущий контроль. Сочинение |
Итого: | 17 часов | |
Методическое обеспечение.
Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2016». Легион. Ростов-на-Дону, 2016.
Сенина Н.А. «Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки». Легион. Ростов-на-Дону, 2016.
«Русский язык. 9 класс: учебник. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. М.: Просвещение, 2011.
Корчагина Е. В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под редакцией И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности | Требования к знаниям и умениям учащихся | Дата |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом | 1 | изучение нового материала | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. | Знать: критерии оценивания выполненных заданий Уметь заполнять бланки экзаменационной работы | |
2 | Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерия оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 1 | изучение нового материала | Ознакомление с критериями оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | |
3 | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Подбор аргументов. Терминология формулировок творческого задания | 1 | изучение нового материала | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации | Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь подбирать лексические и грамматические явления для аргументации | |
4 | Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи. | 1 | повторительно-обобщающий урок | Лексика. Тропы и фигуры речи. | Знать средства выразительности Уметь использовать их в тексте | |
5 | Выполнение заданий по тексту | 1 | Практикум | Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Разбор ученических работ с комментариями эксперта | Уметь: подбирать аргументы, выполнять задания по тексту | |
6 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | развитие речи | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: подбирать лексические и грамматические явления для аргументации | |
7 | Анализ сочинения | 1 | повторительно-обобщающий урок | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь находить ошибки в тексте | |
8 | Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии оценки. Композиция сочинения-рассуждения 15.2. | 1 | изучение нового материала | Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания 15.2 | |
9 | Виды информации в художественном тексте. Примеры – аргументы из текста. Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. | 1 | изучение нового материала | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом. | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста | |
10 | Выполнение заданий по тексту | 1 | Практикум | Подбор аргументов в сочинении- рассуждении. Разбор ученических работ с комментариями эксперта | Уметь: подбирать аргументы, выполнять задания по тексту | |
11 | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста | 1 | развитие речи | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста | |
12 | Анализ сочинения | 1 | повторительно-обобщающий урок | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Уметь находить ошибки в тексте | |
13 | Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). Критерии оценки. Композиция сочинения-рассуждения 15.3. | 1 | изучение нового материала | Информационная обработка текста. Критерии оценки. | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3, критерии оценивания задания 15.3. Уметь: писать сочинение-рассуждение | |
14 | Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста. Типичные ошибки при формулировании и комментировании значения слова | 2 | изучение нового материала | Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3. | Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста. Знать технику написания сочинения-рассуждения | |
15 | Выполнение заданий по тексту | 1 | Практикум | Подбор аргументов в сочинении- рассуждении. Разбор ученических работ с комментариями эксперта | Уметь: подбирать аргументы, выполнять задания по тексту | |
16 | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 | 1 | урок развития речи | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3 Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста | |
17 | Анализ сочинения | 1 | повторительно-обобщающий урок | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3. Уметь находить ошибки в тексте | |