СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс предназначен для подготовки к написанию сочинения по пособиям Сениной Н.А. Программа расчитана на 17 часов.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ"»



МБОУ «Гимназия №4 с татарским языком обучения»

Кировского района г.Казани









Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

для 9 класса

«Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ»

по пособиям Сениной Н.А.







Учитель: Хайруллина Г.Ю.









2016 год

Элективный курс для 9 класса «Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ»

по пособиям Сениной Н.А.

Пояснительная записка

В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано: 2 часа в неделю — русский язык и 3 часа русской литературы. Элективные курсы — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать подготовке учеников к ОГЭ  по русскому языку.

Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ОГЭ по русскому языку на 2016- 2017 учебный год.   Направленность курса «Подготовка к ОГЭ» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ОГЭ. 

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему», «Сочинение - рассуждение на тему, связанную с анализом текста», «Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)». Программа не допускает учебных перегрузок для школьников.

Программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ»  составлена в соответствии с программно-методическими материалами, учебно-методическими пособиями Н.А. Сениной. 

Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 17 часов.

Цели:

  1. Повторить теорию школьного курса русского языка.

  2. Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.

  3. Повысить интерес учащихся к русскому языку.

  4. Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.

  5. Помочь учащимся в подготовке к ОГЭ по русскому языку.

  6. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Перед учениками ставится ряд задач:

  1. Знать нормы русского литературного языка.

  2. Орфографические и пунктуационные правила русского языка

  3. Владеть приемами лингвистического анализа.

  4. Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.

  5. Писать сочинения по заданным текстам.

  6. Писать сжатое изложение

В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  1. Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (изложения и сочинения)

  2. Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.

  3. Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания, писать сочинения и сжатые изложения).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Спецификация третьей части экзаменационной работы

Третья часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста: 15.1- сочинение - рассуждение на лингвистическую тему; 15.2 – сочинение - рассуждение на тему, связанную с анализом текста; 15.3 – сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).

Обучающиеся должны знать: основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь: различать характер творческих заданий к тексту.

Понятийно-справочный аппарат

Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.

Обучающиеся должны знать:

  • понятийно-справочный аппарат.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать понятия, связанные с анализом и построением текста.

Критерии оценивания творческой работы

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). Понимание смысла определения и комментарий к нему. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста: один из указанного текста, другой – из жизненного опыта. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему; рассуждения по прочитанному тексту; рассуждения на морально-этическую тему.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; подбирать примеры-аргументы из указанного текста и из жизненного опыта, доказывающие правильность понимания определения; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Введение. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.

1

Текущий контроль

Сочинение на лингвистическую тему

6

Текущий контроль. Сочинение

Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста

5

Текущий контроль. Сочинение

Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)

5

Текущий контроль. Сочинение

Итого:

17 часов



 Методическое обеспечение.

    1. Сенина Н.А.  «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2016». Легион. Ростов-на-Дону, 2016.

    2. Сенина Н.А. «Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки». Легион. Ростов-на-Дону, 2016.

    3. «Русский язык. 9 класс: учебник. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. М.: Просвещение, 2011.

    4. Корчагина Е. В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.

    5. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под редакцией И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности

Требования к знаниям и умениям учащихся

Дата

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом

1

изучение нового материала

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ.

Знать: критерии оценивания выполненных заданий

Уметь заполнять бланки экзаменационной работы


2

Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерия оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

изучение нового материала

Ознакомление с критериями оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

 


3

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Подбор аргументов. Терминология формулировок творческого задания

1

изучение нового материала

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации

Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации


4

Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи.

1

повторительно-обобщающий урок

Лексика. Тропы и фигуры речи.

Знать средства выразительности

Уметь использовать их в тексте


5

Выполнение заданий по тексту

1

Практикум

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Разбор ученических работ с комментариями эксперта

Уметь: подбирать аргументы, выполнять задания по тексту


6

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

развитие речи

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации


7

Анализ сочинения

1

повторительно-обобщающий урок

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь находить ошибки в тексте


8

 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии оценки. Композиция сочинения-рассуждения 15.2.

1

изучение нового материала

Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания 15.2


9

Виды информации в художественном тексте. Примеры – аргументы из текста. Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста.

1

изучение нового материала

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом.

Знать:  алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста


10

Выполнение заданий по тексту

1

Практикум

Подбор аргументов в сочинении- рассуждении. Разбор ученических работ с комментариями эксперта

Уметь: подбирать аргументы, выполнять задания по тексту


11

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

1

развитие речи

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста


12

Анализ сочинения

1

повторительно-обобщающий урок

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Уметь находить ошибки в тексте


13

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). Критерии оценки. Композиция сочинения-рассуждения 15.3.

1

изучение нового материала

Информационная обработка текста. Критерии оценки.

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3, критерии оценивания задания 15.3. Уметь: писать сочинение-рассуждение


14

Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста. Типичные ошибки при формулировании и комментировании значения слова

2

изучение нового материала

Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3.

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста. Знать технику написания сочинения-рассуждения


15

Выполнение заданий по тексту

1

Практикум

Подбор аргументов в сочинении- рассуждении. Разбор ученических работ с комментариями эксперта

Уметь: подбирать аргументы, выполнять задания по тексту


16

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

1

урок развития речи

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста


17

Анализ сочинения

1

повторительно-обобщающий урок

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3. Уметь находить ошибки в тексте