СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс : Природа наших ощущений".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс выходит за рамки учебного предмета "Биология. 8 класс". Позволяет учащимся понять природу мироощущения и тех явлений, которые вызывают чувство страха, недоумения.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс : Природа наших ощущений".»







Элективный курс:


«Природа наших ощущений»




Рублева И. И.

Учитель биологии














2009



Природа наших ощущений.



Элективный курс предпрофильной подготовки «Природа наших ощущений» рассчитан на 17 часов учебного времени (резерв- 2часа). Целью курса является развитие творческих способностей школьников, расширение их представлений об основных органах чувств. Данная тема позволит повысить уровень общей культуры учащихся. Элективный курс рассчитан на 8-9 классы средней общеобразовательной школы.

Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью темы «Природа наших ощущений», что способствует повышению интереса к познанию биологии и ориентирует на профессии, связанные с медициной, пищевой промышленностью, педагогической деятельностью. Задача курса - формирование одной из важнейших сторон научного мировоззрения школьников - представления о природе как о стройной, гармонически взаимосвязанной системе мироздания. Курс способствует расширению мировоззренческих представлений учащихся, углубляет содержание предметов биологического курса. Элективный курс удовлетворяет специфические познавательные интересы школьников и способствует их разностороннему личностному развитию.


В результате изучения этого курса учащиеся должны знать:

1- строение органов чувств,

2- функции органов чувств и их возрастные особенности,

3- средства гигиены,

4- действие препаратов бытовой химии на органы чувств,

5- используемые в домашней аптечке лекарства,

6- основные профессии, связанные с органами чувств.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические работы, экскурсии и самостоятельные работы с использованием различных источников информации.











Учебно – тематический план.

п/п

Название

темы

Часы

Количество

часов

Часы

Форма

проведения

Образовательный

продукт



Лекции

Практика

Всего



1.

Введение

1


1


Что изучает данный курс и почему необходимы данные знания.

2.

Свет. Глаз. Зрение.

1


3

Беседа. Проблемная беседа. Дискуссия.

Сообщения учащихся.

Конспекты, тезисы, опыты, стихи, схемы, макеты, графика.

3.

Мир звуков.

1

1

3

Беседа.

Сообщения учащихся.

Экскурсия.


Конспекты, опыты, решение проблемы, стихи, очерки, музыка.

4.

О вкусах не спорят.


1

2

Беседа. Проблемная беседа. Сообщения учащихся. Практическая работа с оформлением таблицы.

Конспекты, опыты, стихи, очерки, таблицы, опрос товарищей и подведение итогов.

5.

Запахи - целый мир.


1

2

Беседа, просмотр фрагмента кинофильма. Рефераты учащихся. Семинар.

Конспекты, стихи, песни, очерки, исследования, смешные случаи.

6.

Осязание.


1

2

Беседа. Проблемная беседа, использование отрывка из книги «Слепой музыкант». Практическая работа.

Конспекты, тезисы, макеты, графика, сказки, фотографии.

7.

Мышечное чувство.

1


1

Беседа.

Графика, фотографии, шаржи.

8.

Сигналы внутренней среды.

1

1

2

Беседа. Лекция с элементами самостоятельной работы.

Конспекты, опрос школьников, решение проблемы.

9.

Защита проектных работ.



1

Семинар.

Отчет каждого учащихся в произвольной форме.






















Содержание программы курса


1.Введение. В постоянной борьбе мнений: сколько у нас органов чувств?

2. Свет. Глаз. Зрение.

Практическая работа №1

. а) Какие кости участвуют в образовании глазницы.

б) Функции глазных мышц.

в) Определение функции век.

г) Изучение роговицы и определение проекции внутренних органов

на роговицу.

Практическая работа №2

а) Изучение безусловного рефлекса зрачка.

б) Изучение работы хрусталика.

в) Доказательство того, что на периферии сетчатки мало колбочек.

г) Доказательство того, что стекловидное тело имеет полужидкую

консистенцию.

3. Ясное видение. Возрастные особенности аккомодации глаза. Искусство глазами обывателя. Профессии, связанные с органом зрения.

Практическая работа №3.

а) Аккомодация глаза.

б) Определение ближайшей точки ясного видения.

в) Исследование цветового зрения.

г) Необычные зрительные ощущения.

4. Мир звуков. Музыкальные звуки и музыкальный слух. Экскурсия.

Практическая работа №4.

а) Слуховые проходы. Куда они ведут?

б) Доказать, что изменение давления в ротовой и носовой полостях

приводит к изменению давления в среднем ухе.

в) Определение чувствительности слуха.

г) Доказать, что слуховой анализатор может приспосабливаться к

раздражению.

д) Бинауральный слух.

е) Костная и воздушная проводимость слуха.

ж) Состояние вестибулярного аппарата.

з) Проба Яруцкого.

5. О вкусах не спорят. Дегустаторы.

Практическая работа №5.

а) Установление чувствительных зон языка. ( Пирамида вкусов Хеннинга) б) Явление адаптации и действие горечи.

в) Распознавание вкуса различных сортов картофеля.

6. Запахи - целый мир. Классификация запахов. От античности до наших дней. Зависимость нашей жизни от запахов. О смешном и не очень.

Практическая работа №6.

а) Распознавание знакомых веществ.

б) Изготовление простейших духов.

в) Изготовление травяных духов (соше).

г) Действие запахов на человека и насекомых.

7. Осязание. Система Брайля. Тепло или холодно?

Практическая работа №7.

а) Исследование тактильной чувствительности.

б) Установление сенсорной ассиметрии.

в) Установление участков на теле, чувствительных к холоду и теплу.

8. Мышечное чувство.

9. Сигналы внутренней среды. Боль.

«Постоянство внутренней среды - условие свободного существования организма»

Практическая работа №8.

а) Двойное ощущение боли, зуд. (Крапива)

10. Защита проектных работ.

  • Воздействие запаха на человека.

  • Воздействие запаха на животных.

  • Нейтрализация неприятных запахов.

  • Фантомные боли и борьба с ними.

  • Чудо природы - рука человека.

  • Как прекрасен этот мир. (Картины, скульптура..)

  • Нежнейшие звуки свирели.

  • Слияние музыки и света (Синопсия).

  • Цирк: зрительные иллюзии.










Список литературы для учителя и учащихся.




  1. Биологический энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия», 1989 год.

  2. Жизнь растений. М. «Просвещение», 1982 год, т. 6.

  3. В. И. Шостак, «Природа наших ощущений», М. «Просвещение», 1983 год.

  4. Л. Г. Воронин «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека», М. «Просвещение», 1983 год.

  5. Л. В. Сорокина «Тематические игры и праздники по биологии», М. «Сфера», 2003 год.

  6. Н. В. Борисова «Интеллектуальный тренинг на уроках биологии», Чебоксары «Клио», 2000.

  7. А. А. Маркосян «Вопросы возрастной физиологии», М. «Просвещение», 1974 год.

  8. И. Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», М. «Просвещение», 1989 год.