Просмотр содержимого документа
«Элективный курс в 9 классе "уравнения с параметрами"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тхоревская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор МКОУ «Тхорёвская ООШ»
____________РоманенкоВ.Я. _______________ Свистунова Л. И.
Протокол № 1 от «30» августа 2016 г Приказ № 239 от «31»августа 2016 г.
.
Рабочая программа
элективного курса
«Уравнения с параметрами»
9 класс
Разработана
Романенко В.Я.,
учителем математики первой
квалификационной категории
с.Тхоревка,2016 г.
Пояснительная записка
Основная функция курса по выбору направлена на повышение интереса к математике. Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в ВУЗы довольно часто предлагаются задачи с параметрами, которые содержатся также в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по математике. Нередко учащиеся и абитуриенты не могут справиться с простейшими задачами, содержащими параметры, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения задач с параметрами. Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ этим задачам отводится незначительное место. Хотя с параметрами учащиеся встречаются при введении некоторых понятий. Например,
функция прямая пропорциональность
, где x, y – переменные, k – параметр, k0;
линейная функция
, где x, y – переменные, k, b – параметры.
квадратное уравнение
, x – переменная, a, b, c – параметры, a0.
К задачам с параметрами, рассматриваемым в школьном курсе, можно отнести, например, поиск решений линейных и квадратных уравнений в общем виде, исследование количества их корней в зависимости от значений параметров.
Решение уравнений и неравенств с параметрами открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях. Задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, так как с помощью этих задач можно проверить знание основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности, а главное, перспективные возможности успешного овладения курса математики.
Программа курса рассчитана на 19 часов и предполагает использование активных форм и методов обучения. При изучении курса предусмотрено проведение самостоятельных и практических работ. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки.
Цели и задачи курса:
изучение методов решения задач избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих методов;
сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
научить применять аналитический метод в решении задач с параметрами;
научить приемам выполнения изображений на плоскости и их использованию в решении задач с параметрами;
научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
способствовать подготовке учащихся к вступительному экзамену по математике.
Содержание курса.
уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства с одним параметром при всех значениях параметра;
использовать в решении задач с параметром свойства квадратичной и линейной функций;
овладеть методами решения задач с параметрами с использованием графических интерпретаций;
осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов |
Знакомство с параметром. | 1 |
Линейные уравнения с параметром. | 5 |
Квадратные уравнения с параметром. | 4 |
Рациональные уравнения с параметром. | 4 |
Решение задач ОГЭ | 5 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата планир. | Дата фактич. | Всего часов | В том числе | Формы контроля |
Лекция | Практика | Семинар |
1 | Знакомство с параметром | 13.01 | | 1 | 1 | | | |
2 | Линейные уравнения с параметром. | 20.01 | | 1 | 1 | | | |
3 | Линейные уравнения с параметром. | 27.01 | | 1 | | 1 | | |
4 | Линейные уравнения с параметром. | 03.02 | | 1 | | 1 | | |
5 | Линейные уравнения с параметром. | 10.02 | | 1 | | 1 | | |
6 | Линейные уравнения с параметром. | 17.02 | | 1 | | | | 1 |
7 | Квадратные уравнения с параметром | 24.02 | | 1 | 1 | | | |
8 | Квадратные уравнения с параметром | 03.03 | | 1 | | 1 | | |
9 | Квадратные уравнения с параметром | 10.03 | | 1 | | 1 | | |
10 | Квадратные уравнения с параметром | 17.03 | | 1 | | | 1 | |
11 | Рациональные уравнения с параметром. | 24.03 | | 1 | | 1 | | |
12 | Рациональные уравнения с параметром. | 07.04 | | 1 | | 1 | | |
13 | Рациональные уравнения с параметром. | 14.04 | | 1 | | | | 1 |
14 | Рациональные уравнения с параметром. | 21.04 | | 1 | 1 | | | |
15 | Решение задач ОГЭ | 28.04 | | 1 | | 1 | | |
16 | Решение задач ОГЭ | 05.05 | | 1 | | 1 | | |
17 | Решение задач ОГЭ | 12.05 | | 1 | | 1 | | |
18 | Решение задач ОГЭ | 19.05 | | 1 | | | | 1 |
19 | Решение задач ОГЭ | 26.05 | | 1 | | | | 1 |
Планируемые результаты.
По завершению элективного курса учащиеся должны :
-уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства с одним параметром при всех значениях параметра;
-использовать в решении задач с параметром свойства квадратичной и линейной функций;
-овладеть методами решения задач с параметрами с использованием графических интерпретаций;
-осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;
-научить приемам выполнения изображений на плоскости и их использованию в решении задач с параметрами;
- научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
-способствовать подготовке учащихся к вступительному экзамену по математике.
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение.
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, 2005.
Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы: условия и решения. – М.: Школа-Пресс, 1994.
Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами. – Чебоксары.: Издательство Чуваш. ун-та, 2004.
Сидоров Н.Н. Модуль числа. Уравнения и неравенства. – Чебоксары, 1998.
Интернет-ресурс
www. edu.ru "Российское образование" Федеральный портал. http://www.school.edu.ru/
www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://ege.edu.ru/www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Компьютер,проектор.
Лист
корректировки рабочей программы по ( предмет,класс)___________________________
учителя____________________________________________________
Дата | Содержание корректировки рабочей программы |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8