ТЕМА 1.1. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ.
ЕАДК. Преподаватель информатики и ИТ – Неверова И.Ю.
ПЛАН УРОКА :
- Понятие информации, её свойства и формы представления.
- Информационные революции и процессы информатизации общества.
- Информационное общество, его особенности и основные черты.
- Информационные ресурсы.
- Образовательные информационные ресурсы.
- Информационные технологии.
- Информационная культура.
ЛИТЕРАТУРА :
- П.П. Беленький. Информатика, 2003 – стр. 3-9
- Е.А. Колмыкова. Информатика, 2005 – стр. 7-21
- Е.Л. Жукова. Информатика, 2009 – стр.75-80
- В.А. Островский. Информатика, 2005 – стр. 24-31
ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
- Принципы всеобщего энергоинформационного взаимодействия в природе были известны человеку разных исторических эпох. В первую очередь это были наблюдения и накопление информации об окружающем нас мире. Большие объёмы разных сведений способствовали развитию научно-технического процесса.
- Информация – это совокупность разнообразных данных, сведений, сообщений, знаний, умений и опыта, накопленных человечеством и необходимых кому-либо.
- Информацию можно рассматривать как свойство материи. Информация создаёт представление о природе, структуре, упорядоченности, разнообразии и т.п. Она не может существовать вне материи, а значит, она существует вечно и её можно накапливать, хранить, перерабатывать.
- Информация должна быть достоверной, понятной, актуальной, полной и полезной.
- Информацию делят на две группы:
- Данные, т.е. простой, логически неупорядоченный набор сведений Знания, т.е. логически упорядоченные, организованные наборы данных
- Данные, т.е. простой, логически неупорядоченный набор сведений
- Знания, т.е. логически упорядоченные, организованные наборы данных
СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ:
- Понятность – Информация должна быть понятна всем участникам её обмена при общении (на конкретном языке).
- Достоверность (точность) – Информация должна отражать истинное положение дел (не устаревшей) и не иметь скрытых ошибок о состоянии объекта.
- Полнота – Информация должна быть полной для понимания и принятия решений, т.е. исчерпывающей при отражении объекта или процесса.
- Ценность – Насколько информация важна для решения задачи, т.е. насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности.
- Своевременность (актуальность) – Способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени.
- Доступность – Возможность получения информации любым потребителем.
- Защищённость – Характеризует невозможность несанкционированного использования или изменения информации.
- Эргономичность – Характеризует удобство формы или объёма информации с точки зрения потребителя.
- Релевантность – Способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.
- Адекватность – Свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению.
- Живучесть – Способность информации сохранять своё качество с течением времени.
- Уникальность – Информация, хранящаяся в единственном экземпляре.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИЗНАКАМ :
- По области возникновения :
- элементарная ( механическая) - информация неодушевлённой природы, биологическая - информация животного и растительного мира, социальная - информация человеческого общества.
- элементарная ( механическая) - информация неодушевлённой природы,
- биологическая - информация животного и растительного мира,
- социальная - информация человеческого общества.
- По способу передачи и восприятия:
- Визуальная - через видимые образы и символы, Аудиальная – через звуки, Тактильная – через ощущения, Органолептическая – через запахи и вкус, Машинная - через технические средства.
- Визуальная - через видимые образы и символы,
- Аудиальная – через звуки,
- Тактильная – через ощущения,
- Органолептическая – через запахи и вкус,
- Машинная - через технические средства.
- По общественному назначению:
- Личная – для личного пользования, Массовая – для общего пользования, Специальная – для специального пользования.
- Личная – для личного пользования,
- Массовая – для общего пользования,
- Специальная – для специального пользования.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
В истории человечества было несколько информационных революций:
- Документирование информации – связано с изобретением письменности, когда возник специальный механизм фиксирования и распространения информации во времени и пространстве (появление библиотек и архивов). Эта революция привела к созданию промышленных технологий.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
- Тиражирование документированной информации – связано с изобретением книгопечатания (середина XVI века), когда с помощью специальной машины, печатного станка, документы размножались в нужном количестве экземпляров, что изменило информационную культуру и организацию деятельности в обществе.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
- Увеличение скорости передачи информации – связано с изобретением электричества (конец XIX века), благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, телевидение, позволяющие оперативно передавать информацию без выработки сигналов обратной связи.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
- Информатизация общества – связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера (70-е годы XX века), повлекшее за собой появление информационных технологий в области переработки и использования знаний с помощью ЭВМ. Этот период характеризуется тремя инновациями:
- Переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; Создание программно-управляемых устройств и процессов.
- Переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
- Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
- Создание программно-управляемых устройств и процессов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
- Иными словами, во второй половине XX века человечество вступило в новый этап своего развития – процесс информатизации. Это процесс создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества, необходимого и достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни в обществе. При этом информация становиться важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.
- В создавшихся условиях информатизация становиться главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах образования, общения между людьми и в различных социальных областях.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
- Информатизация общества - это создание и развитие информационной среды , т.е. целенаправленное и эффективное использование информации во всех областях человеческой деятельности с использованием автоматизированных способов её переработки в целях социального прогресса.
- Иными словами информатизация общества заключается в организации социально-экономического и научно-технического процесса создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, организаций, органов государственной власти на основе формирования и использования соответствующих информационных ресурсов .
СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА :
- Информатизационный - обеспечивает представление социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;
- Познавательный - позволяет обществу осуществлять регулирование своего развития от индивидуальной деятельности до общечеловеческих институтов;
- Материальный - формирует глобальную инфраструктуру электронных средств хранения, обработки и передачи информации.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
- Стержень всей информатизации – это создание новых информационных структур. Специалисты обработки информации и управления, в какой бы области они ни работали, должны быть не только пользователями, но и быть знакомы с принципами действия, конструкцией, технологией производства, правилами эксплуатации и основами выбора технических средств информатизации.
- В индустриальном обществе для материального производства используются Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы, фонды, банки данных), представляющие знания людей для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
- Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию , связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
- Согласно ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей занятых сбором, обработкой, хранением информации с использованием вычислительной техники и методы организации взаимодействия людей с производственным оборудованием.
- В науке, технике и в жизни современного общества информационные процессы осуществляются на базе технических средств информатизации, диапазон которых очень широк: от компьютера с периферийными устройствами до средств связи, устройств копирования и уничтожения документов.
- Технической базой информатизации являются компьютерные и телекоммуникационные системы и сети , которые составляют «ядро» экономики (роботы, обрабатывающие центры, гибкие производственные системы, безлюдные участки и цехи, управленческие комплексы и системы связи).
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
- Современные информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоёмкой техники . Поэтому необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению современными средствами и технологией работы. При этом недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, так как зачастую решения принимаются на основе коллективного знания. Это означает, что человек должен иметь определённый уровень культуры по обращению с информацией . Для отображения этого факта был введён термин информационная культура.
- Информационная культура – это соблюдение правил и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии, технические средства и методы защиты информации.
- На основании Закона РФ от 23.09.1992г. №3523-1 информация классифицируется по видам:
- Конфиденциальная информация – документирована с ограниченным доступом в соответствии с Законом. Массовая информация – предназначена для широкого круга пользователей (печатные издания, звуковые и телевизионные сообщения и т.п.).
- Конфиденциальная информация – документирована с ограниченным доступом в соответствии с Законом.
- Массовая информация – предназначена для широкого круга пользователей (печатные издания, звуковые и телевизионные сообщения и т.п.).
СОБЛЮДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОЛЖНО ПРОЯВЛЯТЬСЯ В ВЫПОЛНЕНИИ СЛЕДУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ :
- обязательное документирование, регистрация и лицензирование создаваемой информации;
- использование, обработка и распространение информации с разрешения собственника (государства, учреждения, частного лица);
- защита информации от несанкционированного доступа и копирования;
- запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации, являющейся конфиденциальной (о частной жизни, тайна переписки, телефонных разговоров, почтовых и телеграфных сообщений и др.);
- соблюдение правовых норм владения, хранения и использования информации, информационных технологий, программных продуктов и т.п. согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Заполнить таблицы по теме. Материал задания взять на сайте multiurok.ru/neverova
Задание находится в разделе «Материал для самостоятельной работы студентов»
Можно использовать материал разделов:
- Электронный учебник
- Электронные презентации
- Рабочая тетрадь для студентов
- Исследовательская деятельность студентов и др.
Результаты можно представлять на бумажном носителе или электронном по почте: neviren60@gmail.ru
Спасибо за внимание!