Информационные и электронные средства обучения
Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические, информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании , появился термин " новая информационная технология обучения ".
Электронные средства обучения (далее – ЭСО)
Программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
ЭСО
программные средства (системы) – тренажёры
обучающие программные средства
демонстрационные программные средства
моделирующие программные средства
учебно-игровые программные средства
информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства
досуговые программные средства
контролирующие программные средства
обучающие программные средства
обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала
программные средства (системы) – тренажёры
обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала
контролирующие программные средства –
программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом
информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства
позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации
моделирующие программные средства
предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования
демонстрационные программные средства
обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами
учебно-игровые программные средства
позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия)
досуговые программные средства
используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе
ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности , доступности , проблемности , наглядности , системности и последовательности предъявления материала , сознательности обучения , самостоятельности и активности деятельности , прочности усвоения знаний , единства образовательных, развивающих и воспитательных функций
ключевые аспекты использования ЭСО в образовательном процессе:
мотивационный аспект – создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся
ключевые аспекты использования ЭСО в образовательном процессе:
учебно-методический аспект – обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала
ключевые аспекты использования ЭСО в образовательном процессе:
организационный аспект – могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе
ключевые аспекты использования ЭСО в образовательном процессе:
контрольно-оценочный аспект –
позволяют осуществлять
различные виды контроля:
поурочный, тематический,
промежуточный и итоговый.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая
вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся
в классе постоянно находятся
2-3 компьютера
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки
Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям
1) обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке;
2) организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО;
3) деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО ;
4) деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО ;
5) деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО ;
6) организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО ;
7) соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО .
В соответствии с последними рекомендациями длительность работы за компьютером не должна превышать:
– на развивающих игровых занятиях :
для детей 6 лет – 10 минут;
для учащихся (II-IV классов) – 15 минут;
для учащихся V-VII классов, имеющих
навыки работы с ПК, – 20 минут;
– на уроках информатики :
у учащихся VIII-IX классов – 25 минут;
у учащихся IX – XI классов – 40 минут.
Школьная библиотека – центр информационных ресурсов
В соответствии с Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 – 2016 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 № 725) предусмотрены мероприятия по планомерной модернизации библиотек общеобразовательных учреждений и преобразовании их в центры информационных ресурсов.
Школьная библиотека – центр информационных ресурсов
Оснащение школьных библиотек техническими и программными средствами учебного назначения позволит создать на их базе медиацентры,
которые дадут возможность учащимся и педагогам использовать средства информационных технологий для подготовки к урокам, самообразования.
С целью обеспечения более широкого доступа учащимся к компьютерам, подключенным к сети Интернет, рекомендуется установить компьютеры в школьных библиотеках и подключить их к сети Интернет.
Образовательные Интернет-ресурсы
Образовательные ресурсы России
http://window.edu.ru/window
http://katalog.iot.ru/index.php
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
Каталог №3
Каталог №4
Образовательные ресурсы РБ
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет РБ
http://www.adu.by/index.php
Издательский дом «Первое сентября»
Открытый Колледж
http://1september.ru
http://college.ru/index.php
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://school-collection.edu.ru/about/
Федеральный портал Российское образование
Российский общеобразовательный портал
http://collection.edu.ru/default.asp
http://www.edu.ru/index.php
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
Сайт Учитель_ру
http://teacher.fio.ru
http://www.ege.edu.ru/
Портал Гуманитарное образование
Естественно-научный образовательный портал
http://www.humanities.edu.ru/
http://www.en.edu.ru/
Портал Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Российский портал открытого образования
http://www.openet.edu.ru/
http://www.ict.edu.ru/
Вопросы Интернет-образования
http://vio.fio.ru/vio_site/default.htm
Дистанционное обучение РБ
http://dl.gsu.unibel.by
Cisco Systems, Inc – курсы ДО
http://www.cisco.ru
Парк высоких технологий
http://park.by/
http://cisco.park.by/about/index.php
Сайт президента РБ
Комитет по образованию Мингоисполкома
http://www.president.gov.by/
http://minsk.edu.by/
Министерство образования РБ
http://www.minedu.unibel.by/
Минск. Беларусь
http://minsk.gov.by/
http://www.railwayminsk.by/
http://www.map.by/
http://www.spr.ru/index.php
Минский областной институт развития образования
Минский городской институт развития образования
http://ipk.minsk.edu.by/
Минский городской методический портал
http://moipk.minsk-region.edu.by/
http://mp.minsk.edu.by/
Республиканский портал "Профессиональное образование"
Республиканский центр Интернет-образования
http://www.ripo.unibel.by/
http://www.fio.by/
Академия последипломного образования
http://www.academy.edu.by/
Сайт Википедия – свободная библиотека
Глобус Беларуси
http://globus.tut.by/
http://ru.wikipedia.org/
Белорусская цифровая библиотека
Президентская библиотека Республики Беларусь
http://library.by/
http://www.preslib.org.by/
Издательство «Настаунiцкая газета»
Издательство «Аверсэв»
http://www.ng-press.info/index.htm
http://www.aversev.com/
Портал Школа№BY
http://www.school-city.by/index.php
Программы
на белорусском языке
http://belsoft.tut.by/
Сайт ПАРТА.BY
http://www.parta.by/
Уроки графики
http://demiart.ru/tutorials.shtml
Microsoft Office Online
http://office.microsoft.com/ru-ru/default.aspx
Информатика:
преподавание и изучение
http://www.informatik.kz/index.htm
Роботландский университет
Персональный сайт учителя математики и информатики
http://www.zaitseva-irina.ru/partners.html
http://www.botik.ru/~robot/
Языковые инструменты
http://www.google.ru/language_tools?hl=ru
Универсальный справочник-энциклопедия
http://www.sci.aha.ru/
Словари и энциклопедии на Академике
http://mega.km.ru/
http://dic.academic.ru/
Электронные библиотеки
http://www.koob.ru/
http://www.lib.ru/
http://zhurnal.lib.ru/
http://lib.rus.ec/
Спасибо за внимание