Пояснительная записка
Сегодня почти каждый из нас определяет свои общественные позиции в той или иной мере сквозь призму экономики, своего экономического бытия. В настоящее время жизнь настоятельно требует, чтобы ученик узнал, что такое потребности и ограниченность возможности, и их удовлетворение; умел делать осознанный выбор, представлял себе назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.
Исторически количественный финансовый анализ сформировался на стыке финансовой науки и математики. Предметом изучения финансовой математики являются деньги, ценные бумаги, различные операции с ними на финансовом рынке, а методы расчета заимствованы из различных разделов современной математики. Кроме арифметики, в коммерческих расчетах используются алгебраические методы, методы математического анализа, теории вероятности, математической статистики и других разделов современной математики. Эти методы могут быть как элементарными, доступными школьнику, так и более сложными, изучаемыми в вузе.
Курс по выбору для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящен финансовой математике. К сожалению, в основной школе, на изучение этой темы часов не отводится, поэтому трудно поддержать интерес учащихся из-за ограниченности приобретенных знаний при решении текстовых задач на «проценты».
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний.
Его цель: создание условий для реализации математических способностей обучающихся и уточнения готовности ученика к освоению математики на повышенном уровне.
Задачи:
- создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности обучающихся;
- способствовать формированию основ экономического мышления;
- научить обучающихся анализировать реальные ситуации в хозяйственной деятельности с помощью математического аппарата;
- расширить прикладную направленность математики.
Свойства, входящие в курс по выбору, и их доказательства не вызовут трудности у обучающихся, так как не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее из них готовит последующее. При направленности роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать их к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает логическую интуицию, без которой немыслимо творчество.
Организация на занятиях несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить его рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. В решении ряда задач необходимо рассмотреть несколько случаев. Одной группе учащихся полезно давать возможность самим открыть самим эти случаи. К другой группе учитель может сузить требования и рассмотреть один из случаев. Например, при решении задач на сложные проценты. Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки. Обучающихся может заинтересовать практическая работа, так как задачи составлены с использованием реальных фактов. Такие задачи имеют большую практическую значимость, раскрывают механизм составления задач, и традиционно они вызывают неподдельный интерес обучающихся, позволяют им утвердиться в своих способностях.
Программа содержит 8 тем, связанных единой идеей, в то же время они построены по модульному принципу. Учитель, в зависимости от уровня математической подготовки класса, может использовать все темы или любую из них.
Первая, вторая и третья темы систематизируют ранее полученные знания. В них же помещены новые сведения о наращении процентов, новые экономические термины, ранее не встречающиеся в школьном курсе, которые можно использовать в дальнейшем как справочный материал. На три темы отводится 6 часов вместе с решением задач.
На четвёртую – седьмую темы отводится 8 часов, их цель – доказательство зависимостей (соотношений), эффективно используемых при решении многих задач смешанного типа. У школьников появится некоторый минимум знаний, без которого они не смогут продвинуться дальше решения самых простейших задач.
В зависимости от уровня подготовки группы, на доказательство основных соотношений может быть отведено два или три занятия, в оставшееся время школьники учатся применять полученные знания к практике решения задач.
Цель восьмой темы, посвященной практическим задачам экономического содержания – показать практическую значимость приобретенных знаний и выявить учащихся с развитым логическим мышлением.
На изучение курса отводится 17. Часов, из них – 2 часа на зачет и 2 часа – на итоговое занятие в форме экономической игры.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Форма контроля |
1 | Простые проценты | 4 | |
2 | Начисление простых процентов | 5 | Самооценка и взаимооценка |
3 | Дисконтирование по простым процентам | 4 | Собеседование. Зачет |
4 | Сложные проценты | 5 | Деловая игра. Зачет |
5 | Сравнение простых и сложных процентов | 4 | Тест |
6 | Номинальная и эффективная процентные ставки | 4 | Семинар |
7 | Современное значение денег | 4 | Семинар |
8 | Обобщение и систематизация изученного материала | 4 | Экономическая игра |
Календарно-тематический план
Дата | Номер урока | Тема урока |
Простые проценты |
| 1 | Основные понятия. Основные параметры, основные показатели. |
| 2 | Основные понятия. Основные параметры, основные показатели. |
| 3 | Основные понятия. Основные параметры, основные показатели. |
| 4 | Основные понятия. Основные параметры, основные показатели. |
Начисление простых процентов |
| 5 | Основная формула наращивания простых процентов. |
| 6 | Основная формула наращивания простых процентов. |
| 7 | Основная формула наращивания простых процентов. |
| 8 | Обычные и точные простые проценты. Переменные ставки простых процентов. |
| 9 | Обычные и точные простые проценты. Переменные ставки простых процентов. |
Дисконтирование по простым процентам |
| 10 | Современное значение денег. |
| 11 | Современное значение денег. |
| 12 | Проценты «вперед» и годовая учетная ставка. |
| 13 | Связь ставок процента и дисконта. Учет вложений. |
Сложные проценты |
| 14 | Сложные годовые проценты. Проценты на проценты. |
| 15 | Сложные годовые проценты. Проценты на проценты. |
| 16 | Сложные годовые проценты. Проценты на проценты. |
| 17 | Формула и коэффициент наращивания по сложным годовым процентам. Произвольная длина интервала наращивания. |
| 18 | Несколько периодов начисления в году. Плавающие ставки сложных процентов. |
Сравнение простых и сложных процентов |
| 19 | Исторический пример. Сравнение коэффициентов наращивания. |
| 20 | Сравнение коэффициентов наращивания. |
| 21 | Период удвоения. Начисление годовых процентов при нецелом Т. |
| 22 | Начисление годовых процентов при нецелом Т. |
Номинальная и эффективная процентные ставки |
| 23 | Номинальная ставка. Эффективная ставка. |
| 24 | Номинальная ставка. Эффективная ставка. |
| 25 | Приближенная формула для вычисления эффективной годовой ставки. |
| 26 | Приближенная формула для вычисления эффективной годовой ставки. |
Современное значение денег |
| 27 | Дисконтирование будущих сумм на сегодня. |
| 28 | Дисконтирование будущих сумм на сегодня. |
| 29 | Сравнение разновременных сумм. |
| 30 | Сравнение разновременных сумм. |
Обобщение и систематизация изученного материала |
| 31 | Обобщение и систематизация изученного материала. |
| 32 | Обобщение и систематизация изученного материала. |
| 33 | Обобщение и систематизация изученного материала. |
| 34 | Обобщение и систематизация изученного материала. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тема 1. Простые проценты
Основная направленность: введение специальной терминологии, на конкретных примерах рассмотреть общепринятые алгоритмы начисления процентов.
Содержание. Процент как экономическое понятие. Разъяснение понятий: дебитор, кредитор, ссуда, кредитная операция, доход или абсолютное приращение начального капитала, дисконт-фактор, конверсионный период, инвестиция. Рассмотрение этих понятий на примерах экономической сущности простейшей кредитной операции.
В результате обучающиеся знакомятся с экономической терминологией, получают необходимые знания, расширяют объем посильных им задач.
Тема 2. Начисление простых процентов
Основная направленность: рассмотрение основной формулы наращения простых процентов, различных схем расчёта простых процентов. Решение задач по начислению простых процентов. Использование реинвестиций.
Школьники знакомятся с формулой наращения по простым процентам, формулой расчета коэффициента наращения простых процентов, понимают разницу между обычными и точными процентами, математическую суть схем начисления по простым процентам. При решении конкретных экономических задач применяют формулы начисления простых процентов при инвестировании и реинвестировании, применяют специальную введенную терминологию.
Тема 3. Дисконтирование по простым процентам
Основная направленность: рассмотрение сути простого математического дисконтирования, решение задач дисконтирования по простым процентам.
Обучающиеся должны знать: определения текущего значения будущих денег, определения дисконта и дисконтного множителя, годовой учетной ставки.
Уметь применять формулы при решении задач дисконтирования по простым процентам и оценки выгоды продавца, векселя в различные периоды времени.
Тема 4. Сложные годовые проценты
Основная направленность: вывод формул начисления сложных процентов в различные периоды в году, доказательство принципа стабильности рынка.
Обучающиеся должны знать: формулу и коэффициент наращения по сложным процентам как для целых значений интервала наращения п, так и для всех неотрицательных значений п.
Уметь: при решении задач рассматривать случаи, когда период начисления меньше года, то есть 1 месяц, 2 месяца и так далее, когда банк меняет процентные ставки при большой инфляции.
Тема 5. Сравнение простых и сложных процентов
Основная направленность: сравнение коэффициентов наращения, простых и сложных процентов.
Обучающиеся должны уметь решать задачи при периоде удвоения, при начислении годовых процентов при целом Т.
Тема 6. Номинальная и эффективная процентные ставки
Основная направленность: введение понятий номинальная ставка, эффективная ставка, эквивалентные годовые ставки, вывод приближенной формулы для вычисления Iэф.
Применяя эти понятия и используя приближенную формулу для вычисления Iэф обучающиеся учатся решать смешанные задачи на проценты.
Тема 7. Современное значение денег
Основная направленность: умение предсказывать, какая сумма будет через определенный срок Т-лет при фиксированных сложных процентах, сравнение разновременных сумм.
Тема 8. Обобщение и систематизация знаний
Содержание заключительной темы курса рассчитано на повышение учебной мотивации за счет нетрадиционных заданий, имеющих практическую ценность.
КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Зачет № 1.
Вариант 1.
Договор предусматривает следующие ставки простых процентов: за первый квартал – 230% годовых, за второй и третий – по 240% годовых, за четвертый квартал – 200% годовых. Определить коэффициент наращения за год.
На некоторую сумму S(0) ежемесячно в течение квартала начисляются простые проценты по ставке 9% в первый месяц, 10% - во второй, 11% - третий. Рассчитать коэффициент наращения суммы за квартал: А) при реинвестиции; Б) без капитализации процента.
Вариант 2.
Договор предусматривает следующие ставки простых процентов: за первый квартал – 10% годовых, за второй и третий – по 40% годовых, за четвертый квартал – 15% годовых. Определить коэффициент наращения за год.
На некоторую сумму S(0) ежемесячно в течение квартала начисляются простые проценты по ставке 9% в первый месяц, 8% - во второй, 12% - третий. Рассчитать коэффициент наращения суммы за квартал: А) при реинвестиции; Б) без капитализации процента.
Зачет № 2.
Вариант 1.
Сумма 8000 рублей инвестируется на 3 года под 80% годовых. Найти наращенную сумму и сложные проценты за этот срок.
Найти сложные проценты за полтора года, начисленные на 90 тысяч рублей по ставке 30% в квартал.
На срочный вклад в банке зачислено 100$ по ставке 6% годовых. Найти накопленные на счете суммы через 2, 3, 4, 5 лет при условии начисления: а) простых процентов; б) сложных процентов. Построить соответствующие графики.
Вариант 2.
Кредит размером 6000 рублей выдан под сложные проценты на 1 год по ставке 10% в месяц. Найти полную сумму долга к концу срока.
Найти сложные проценты за полтора года, начисленные на 50 тысяч рублей по ставке 45% в квартал.
На срочный вклад в банке зачислено 200$ по ставке 5% годовых. Найти накопленные на счете суммы через 2, 3, 4, 5 лет при условии начисления: а) простых процентов; б) сложных процентов. Построить соответствующие графики.
Литература
Башарин Г.П. Начала финансовой математики. – М., 1998.
Виленкин Н.Я. и др. Алгебра. – М., 1968.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М., 1994.
Петров В.А. Элементы финансовой математики на уроках // Математика в школе. – 2002. – № 8. – с. 38-42.
Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: в 2 кн. Кн. 2: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием // Математика в школе. – 2002. – № 8. – с. 36-38.