СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы финансовой математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе "Элементы финансовой математики"

Просмотр содержимого документа
«Элементы финансовой математики»

Пояснительная записка


Сегодня почти каждый из нас определяет свои общественные позиции в той или иной мере сквозь призму экономики, своего экономического бытия. В настоящее время жизнь настоятельно требует, чтобы ученик узнал, что такое потребности и ограниченность возможности, и их удовлетворение; умел делать осознанный выбор, представлял себе назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

Исторически количественный финансовый анализ сформировался на стыке финансовой науки и математики. Предметом изучения финансовой математики являются деньги, ценные бумаги, различные операции с ними на финансовом рынке, а методы расчета заимствованы из различных разделов современной математики. Кроме арифметики, в коммерческих расчетах используются алгебраические методы, методы математического анализа, теории вероятности, математической статистики и других разделов современной математики. Эти методы могут быть как элементарными, доступными школьнику, так и более сложными, изучаемыми в вузе.

Курс по выбору для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящен финансовой математике. К сожалению, в основной школе, на изучение этой темы часов не отводится, поэтому трудно поддержать интерес учащихся из-за ограниченности приобретенных знаний при решении текстовых задач на «проценты».

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний.

Его цель: создание условий для реализации математических способностей обучающихся и уточнения готовности ученика к освоению математики на повышенном уровне.



Задачи:

- создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности обучающихся;

- способствовать формированию основ экономического мышления;

- научить обучающихся анализировать реальные ситуации в хозяйственной деятельности с помощью математического аппарата;

- расширить прикладную направленность математики.

Свойства, входящие в курс по выбору, и их доказательства не вызовут трудности у обучающихся, так как не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее из них готовит последующее. При направленности роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать их к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает логическую интуицию, без которой немыслимо творчество.

Организация на занятиях несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить его рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. В решении ряда задач необходимо рассмотреть несколько случаев. Одной группе учащихся полезно давать возможность самим открыть самим эти случаи. К другой группе учитель может сузить требования и рассмотреть один из случаев. Например, при решении задач на сложные проценты. Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки. Обучающихся может заинтересовать практическая работа, так как задачи составлены с использованием реальных фактов. Такие задачи имеют большую практическую значимость, раскрывают механизм составления задач, и традиционно они вызывают неподдельный интерес обучающихся, позволяют им утвердиться в своих способностях.

Программа содержит 8 тем, связанных единой идеей, в то же время они построены по модульному принципу. Учитель, в зависимости от уровня математической подготовки класса, может использовать все темы или любую из них.

Первая, вторая и третья темы систематизируют ранее полученные знания. В них же помещены новые сведения о наращении процентов, новые экономические термины, ранее не встречающиеся в школьном курсе, которые можно использовать в дальнейшем как справочный материал. На три темы отводится 6 часов вместе с решением задач.

На четвёртую – седьмую темы отводится 8 часов, их цель – доказательство зависимостей (соотношений), эффективно используемых при решении многих задач смешанного типа. У школьников появится некоторый минимум знаний, без которого они не смогут продвинуться дальше решения самых простейших задач.

В зависимости от уровня подготовки группы, на доказательство основных соотношений может быть отведено два или три занятия, в оставшееся время школьники учатся применять полученные знания к практике решения задач.

Цель восьмой темы, посвященной практическим задачам экономического содержания – показать практическую значимость приобретенных знаний и выявить учащихся с развитым логическим мышлением.

На изучение курса отводится 17. Часов, из них – 2 часа на зачет и 2 часа – на итоговое занятие в форме экономической игры.







Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Форма контроля

1

Простые проценты

4


2

Начисление простых процентов

5

Самооценка и взаимооценка

3

Дисконтирование по простым процентам

4

Собеседование. Зачет

4

Сложные проценты

5

Деловая игра. Зачет

5

Сравнение простых и сложных процентов

4

Тест

6

Номинальная и эффективная процентные ставки

4

Семинар

7

Современное значение денег

4

Семинар

8

Обобщение и систематизация изученного материала

4

Экономическая игра












Календарно-тематический план

Дата

Номер урока

Тема урока

Простые проценты


1

Основные понятия. Основные параметры, основные показатели.


2

Основные понятия. Основные параметры, основные показатели.


3

Основные понятия. Основные параметры, основные показатели.


4

Основные понятия. Основные параметры, основные показатели.

Начисление простых процентов


5

Основная формула наращивания простых процентов.


6

Основная формула наращивания простых процентов.


7

Основная формула наращивания простых процентов.


8

Обычные и точные простые проценты. Переменные ставки простых процентов.


9

Обычные и точные простые проценты. Переменные ставки простых процентов.

Дисконтирование по простым процентам


10

Современное значение денег.


11

Современное значение денег.


12

Проценты «вперед» и годовая учетная ставка.


13

Связь ставок процента и дисконта. Учет вложений.

Сложные проценты


14

Сложные годовые проценты. Проценты на проценты.


15

Сложные годовые проценты. Проценты на проценты.


16

Сложные годовые проценты. Проценты на проценты.


17

Формула и коэффициент наращивания по сложным годовым процентам. Произвольная длина интервала наращивания.


18

Несколько периодов начисления в году. Плавающие ставки сложных процентов.

Сравнение простых и сложных процентов


19

Исторический пример. Сравнение коэффициентов наращивания.


20

Сравнение коэффициентов наращивания.


21

Период удвоения. Начисление годовых процентов при нецелом Т.


22

Начисление годовых процентов при нецелом Т.

Номинальная и эффективная процентные ставки


23

Номинальная ставка. Эффективная ставка.


24

Номинальная ставка. Эффективная ставка.


25

Приближенная формула для вычисления эффективной годовой ставки.


26

Приближенная формула для вычисления эффективной годовой ставки.

Современное значение денег


27

Дисконтирование будущих сумм на сегодня.


28

Дисконтирование будущих сумм на сегодня.


29

Сравнение разновременных сумм.


30

Сравнение разновременных сумм.

Обобщение и систематизация изученного материала


31

Обобщение и систематизация изученного материала.


32

Обобщение и систематизация изученного материала.


33

Обобщение и систематизация изученного материала.


34

Обобщение и систематизация изученного материала.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема 1. Простые проценты

Основная направленность: введение специальной терминологии, на конкретных примерах рассмотреть общепринятые алгоритмы начисления процентов.

Содержание. Процент как экономическое понятие. Разъяснение понятий: дебитор, кредитор, ссуда, кредитная операция, доход или абсолютное приращение начального капитала, дисконт-фактор, конверсионный период, инвестиция. Рассмотрение этих понятий на примерах экономической сущности простейшей кредитной операции.

В результате обучающиеся знакомятся с экономической терминологией, получают необходимые знания, расширяют объем посильных им задач.

Тема 2. Начисление простых процентов

Основная направленность: рассмотрение основной формулы наращения простых процентов, различных схем расчёта простых процентов. Решение задач по начислению простых процентов. Использование реинвестиций.

Школьники знакомятся с формулой наращения по простым процентам, формулой расчета коэффициента наращения простых процентов, понимают разницу между обычными и точными процентами, математическую суть схем начисления по простым процентам. При решении конкретных экономических задач применяют формулы начисления простых процентов при инвестировании и реинвестировании, применяют специальную введенную терминологию.

Тема 3. Дисконтирование по простым процентам

Основная направленность: рассмотрение сути простого математического дисконтирования, решение задач дисконтирования по простым процентам.

Обучающиеся должны знать: определения текущего значения будущих денег, определения дисконта и дисконтного множителя, годовой учетной ставки.

Уметь применять формулы при решении задач дисконтирования по простым процентам и оценки выгоды продавца, векселя в различные периоды времени.

Тема 4. Сложные годовые проценты

Основная направленность: вывод формул начисления сложных процентов в различные периоды в году, доказательство принципа стабильности рынка.

Обучающиеся должны знать: формулу и коэффициент наращения по сложным процентам как для целых значений интервала наращения п, так и для всех неотрицательных значений п.

Уметь: при решении задач рассматривать случаи, когда период начисления меньше года, то есть 1 месяц, 2 месяца и так далее, когда банк меняет процентные ставки при большой инфляции.

Тема 5. Сравнение простых и сложных процентов

Основная направленность: сравнение коэффициентов наращения, простых и сложных процентов.

Обучающиеся должны уметь решать задачи при периоде удвоения, при начислении годовых процентов при целом Т.

Тема 6. Номинальная и эффективная процентные ставки

Основная направленность: введение понятий номинальная ставка, эффективная ставка, эквивалентные годовые ставки, вывод приближенной формулы для вычисления Iэф.

Применяя эти понятия и используя приближенную формулу для вычисления Iэф обучающиеся учатся решать смешанные задачи на проценты.

Тема 7. Современное значение денег

Основная направленность: умение предсказывать, какая сумма будет через определенный срок Т-лет при фиксированных сложных процентах, сравнение разновременных сумм.

Тема 8. Обобщение и систематизация знаний

Содержание заключительной темы курса рассчитано на повышение учебной мотивации за счет нетрадиционных заданий, имеющих практическую ценность.



















КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Зачет № 1.

Вариант 1.

  1. Договор предусматривает следующие ставки простых процентов: за первый квартал – 230% годовых, за второй и третий – по 240% годовых, за четвертый квартал – 200% годовых. Определить коэффициент наращения за год.

  2. На некоторую сумму S(0) ежемесячно в течение квартала начисляются простые проценты по ставке 9% в первый месяц, 10% - во второй, 11% - третий. Рассчитать коэффициент наращения суммы за квартал: А) при реинвестиции; Б) без капитализации процента.

Вариант 2.

  1. Договор предусматривает следующие ставки простых процентов: за первый квартал – 10% годовых, за второй и третий – по 40% годовых, за четвертый квартал – 15% годовых. Определить коэффициент наращения за год.

  2. На некоторую сумму S(0) ежемесячно в течение квартала начисляются простые проценты по ставке 9% в первый месяц, 8% - во второй, 12% - третий. Рассчитать коэффициент наращения суммы за квартал: А) при реинвестиции; Б) без капитализации процента.

Зачет № 2.

Вариант 1.

  1. Сумма 8000 рублей инвестируется на 3 года под 80% годовых. Найти наращенную сумму и сложные проценты за этот срок.

  2. Найти сложные проценты за полтора года, начисленные на 90 тысяч рублей по ставке 30% в квартал.

  3. На срочный вклад в банке зачислено 100$ по ставке 6% годовых. Найти накопленные на счете суммы через 2, 3, 4, 5 лет при условии начисления: а) простых процентов; б) сложных процентов. Построить соответствующие графики.

Вариант 2.

  1. Кредит размером 6000 рублей выдан под сложные проценты на 1 год по ставке 10% в месяц. Найти полную сумму долга к концу срока.

  2. Найти сложные проценты за полтора года, начисленные на 50 тысяч рублей по ставке 45% в квартал.

  3. На срочный вклад в банке зачислено 200$ по ставке 5% годовых. Найти накопленные на счете суммы через 2, 3, 4, 5 лет при условии начисления: а) простых процентов; б) сложных процентов. Построить соответствующие графики.



















Литература

  1. Башарин Г.П. Начала финансовой математики. – М., 1998.

  2. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра. – М., 1968.

  3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М., 1994.

  4. Петров В.А. Элементы финансовой математики на уроках // Математика в школе. – 2002. – № 8. – с. 38-42.

  5. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: в 2 кн. Кн. 2: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.

  6. Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием // Математика в школе. – 2002. – № 8. – с. 36-38.