СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Важнейшее условие проблемного обучения – создание на уроке проблемных ситуаций. Они возникают тогда, когда перед учащимися поставлена познавательная задача, которую школьники не могут решить сразу. 

Просмотр содержимого документа
«Элементы проблемного обучения на уроках окружающего мира.»

Элементы проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Проблемное обучение является частью современной системы развивающего обучения. В процессе проблемного обучения сочетаются самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых знаний. При этом более интенсивно развиваются более интенсивно развиваются умственные способности учеников, их творческая деятельность, формируются познавательные интересы и любознательность.

Важнейшее условие проблемного обучения – создание на уроке проблемных ситуаций. Они возникают тогда, когда перед учащимися поставлена познавательная задача, которую школьники не могут решить сразу. Необходимо сделать самостоятельный шаг, приложить усилие, чтобы ответить на вопрос или выполнить задание учителя. Самостоятельная работа учеников в такой ситуации носит поисковый, проблемный характер.

Проблемное обучение широко применяется на всех уроках. Большое значение оно имеет в усвоении природоведческих знаний.

Чтобы использовать проблемное обучение на уроках окружающего мира, учителю необходимо прежде всего отобрать конкретный материал, который бы соответствовал условиям проблемного обучения. Знания – факты, формирование навыков, описание наблюдений в природе и т. д. – не требуют проблемного подхода, они усваиваются в готовом виде.

Проблемные ситуации создаются при условии, когда дети встречают неизвестное, но могут (и хотят) самостоятельными усилиями определить это неизвестное в процессе самостоятельной поисковой работы.

Чтобы решить познавательную задачу в процессе проблемной ситуации, ученик должен владеть определенными знаниями. Если задание учителя не посильно, для школьника или, наоборот, не требует никаких умственных усилий, то проблемной ситуации для него не возникает.

На уроках ознакомления с окружающим миром можно выделить четыре основных типа проблемных ситуаций:

  1. Проблемные ситуации, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Например, изучение органов растений. На уроке они знакомятся с новым термином почка. Возникает проблемная ситуация ведь дети знают, что у растения есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Проблема решается в процессе наблюдений детей за почками лиственных растений: ученики находят чешуйки, которые защищают почку от мороза, клейкое вещество, выполняющее также защитную роль, видят зелененькие листочки, маленький стебелек, из которых и будут развиваться новые ветки и листья дерева весной. Значит, почка – это неразвитый стебелек с листьями. Образование почек является приспособлением лиственных растений деревьев и кустарников к неблагоприятным условиям суровой зимы.

  2. Ко второй группе следует отнести проблемные ситуации, которые содержат противоречия между теоретическими знаниями школьников и практической невозможностью их решить. Например, обобщая признаки осени в сентябре, учащиеся среди других называют похолодание. «Почему осенью становится холоднее?» - спрашивает учитель. (Солнце поднимается ниже над горизонтом, чем летом, оно мало по времени светит и меньше греет.) «Как доказать, что солнце осенью ниже поднимается над горизонтом, чем летом?» Этот вопрос учителя вызывает проблемную ситуацию, так как непосредственного способа измерения высоты солнца над горизонтом дети не знают. Проблема решается в процессе наблюдения детей за длиной тени от предметов в течение дня: утром тень от предметов длинная, к полудню она укорачивается, а к вечеру опять становится длиннее. Значит, можно говорить об относительной высоте солнца, которая определяется по длине тени от какого-нибудь предмет (например, метрового шеста). И дети делают вывод: если солнце на небосводе выше, тень от шеста короче; когда солнце ниже, тень длиннее.

  3. К третьей группе проблемных ситуаций относятся ситуации, в которых есть противоречие между практическим результатом, наблюдаемым детьми, и невозможностью теоретического его обоснования. Например, при изучении термометра проблемная ситуация создается учителем в начале урока с помощью постановки опыта. На столе учителя стоят три сосуда с водой разной температуры: в первом вода почти горячая (50-55 градусов), во втором – холодная (5-6 градусов), а в третьем – вода комнатной температуры (20-22 градуса). Двум ученикам учитель предлагает опустить руку: одному в первый, другому во второй сосуд, затем эту же руку опустить в третий. Через несколько секунд ученики вынимают руки и по заданию учителя пишут на доске, какая на их взгляд вода в третьем сосуде: один пишет «холодная», другой – «горячая». Возникает проблемная ситуация: «Какая же вода в действительности в третьем сосуде?» Младшие школьники решают ее практическим путем: чтобы узнать, акая вода в сосуде, надо измерить ее температуру с помощью специального прибора – термометра.

  4. К четвертой группе проблемных ситуаций относятся такие ситуации, когда ученики не знают способа решения поставленной задачи.



Решая проблемные ситуации, ученики постоянно побуждались к самостоятельному поиску, догадке, самостоятельному наблюдению, выведению общих существенных признаков природных явлений и закономерностей в природе.



В заключение следует отметить, что использование элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира способствует более глубокому усвоению учащимися системных знаний о природе, формированию их умственных и практических умений, развитию таких личностных качеств, как наблюдательность и любознательность. Наиболее эффективными условиями использования элементов проблемного обучения в процессе изучения предмета является:

  1. Усвоение учащимися системы природоведческих знаний.

  2. Наличие системы познавательных задач, создающей материальную основу проблемности обучения. Усложнение по содержанию и уровню обобщения познавательных задач, иначе они не будут выполнять своей развивающей функции.

  3. Использование проблемных ситуаций разного типа. Это зависит от содержания учебного материала урока и от уровня знаний учащихся.



Важнейшее значение использования проблемного обучения при изучении окружающего мира выражается в том, что оно позволяет наиболее эффективно реализовать задачи, стоящие перед современным обучением в начальных классах.





















Используемая литература:

  1. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972г.

  2. Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Москва, Просв., 1981г.

  3. Лаврова Г.Д. Общение с природой – одно из средств воспитания чувств детей. Москва. Просв., 1981г.

  4. Редкина Е.И. Развивающие задания на уроках природоведения. «Начальная школа»,2000г., № 4

  5. Харитонова Л. А. Работаем по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», «Начальная школа», 2001г., №4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!