II. Подготовительный этап 1. Слово учителя: Обратите внимание на экран – перед нами карта мира. Но не современного нам с вами, а древнего. Давайте рассмотрим ее повнимательней. Что это за страна такая? (демонстрируется более крупно фрагмент карты, изображающий территорию Древней Греции). А что мы увидим, если сравним с современной картой? (демонстрируется «сопоставительный» слайд) 2. Игровая ситуация А теперь представим себя людьми, живущими вот в этой (на экране фиксируется изображение Древней Греции) страны, т.е. древними греками. Кстати, как они сами называли себя? Представим, как мы живем? Чем занимаемся? Какие опасности могут грозить нам? Кто способен нас защитить, помочь нам? (задает наводящие вопросы, обобщает верные суждения, активно участвует в беседе, предлагая и свои версии) …(подводя итог) Действительно, находясь наедине с природой, человек мыслил себя ее неотъемлемой частью и представлял, что она такой же организм, родственный ему, схожий с ним. Поэтому любое явление природы для него было подобно его собственным проявлениям – эмоциями и чувствами, свойственными человеку, наделялись природные явления и предметы окружающего мира. Но ведь каждый из нас приходит в этот мир, рождается. Тогда и сам мир должен был быть рожден! Так люди стали строить гипотезы о происхождении мира… | 1. Ученики рассматривают карты, демонстрирующиеся на экране, отвечают на вопросы учителя. * На этом этапе формируем представление о Греции как части географического мира (находят на карте о. Крит, Эгейское море и т.п., делятся знаниями о территориальных и климатических характеристиках страны); историческую и географическую ориентацию (наблюдают за изменением границ, рассуждают о том, чем это могло быть обусловлено); настраиваем на разговор о непривычном нам «мире» (усваивают, что разговор пойдет о другом времени и государстве). 2. Отвечают на вопросы, рассуждают и фантазируют * Закрепляем в памяти историческое понятие «Эллада», «эллины»; развиваем творческое и проекционное мышление, связную речь; выходим к литературоведческим терминам (понятие «мифа», «легенды», «сказки»); **Подразумевается, что ученики описывают древний мир, исходя из своей фантазии и на основе прочитанных выдержек из учебника, художественных текстов. Постепенно приходят к мысли о том, что древний человек – это особый тип мышления; объясняют появление такого феномена как «миф» условиями повседневной жизни и оригинальностью путей познания действительности | 7 - 10 минут |
III.Основной этап 1. Составление опорной схемы Я расскажу вам о том, как эллины представляли себе рождение мира. Но вы будете мне помогать! Ведь что-то о жизни до людей вам уже известно. Давайте создадим генеалогическое древо, корни которого поистине будут лежать в начале начал. Параллельно с соответствующими слайдами презентации кратко рассказывает о мифологическом периоде «до Олимпа» (Хаос как вечный источник жизни = рождение Геи = появление бездны – Тартара = рождение богини Эрос из Хаоса = рождение Никты и Эреба из Хаоса = рождение у Никты и Эреба Эфира и Гемеры = рождение Геей Урана, их женитьба = рождение у Геи и Урана шести детей – титанов и циклопов = рождение океанид от Океана и Гелиоса (титанов), Селены, Эос от Гипериона = рождение ветров Борея, Эвра, Нота, Зефира от Эос = история заточения Ураном циклопов под землей = бунт Кроноса = Наказание Никты, порождение Фаната, Эриды, Апнаты, Немесиды = рождение Зевса в семье Кроноса); обобщает материал и проверяет успешность выполнения работы учениками (демонстрация слайда с готовой схемой) Но на самом деле, самая интересная история начинается после, когда божественный род начинает разрастаться и, как в любой семье, здесь завязываются свои особые отношения и связи... О некоторых из них вы узнаете, прочитав дома различные мифы. Я попрошу вас продолжить наше генеалогическое древо семейными связями, образовавшимися после того, как Зевс стал главным богом. 2. Беседа по прочитанной статье Вопросы для беседы: - Что общего между мифом и сказкой и чем они различаются? - Кто рассказывал мифы? Как они сохранялись? - Для чего вообще создавались мифы? Какую роль играли в жизни древнего человека? - Мифы – это произведения только греческой культуры? Как вы думаете\знаете, у других народов было что-то подобное?1 | 1. Фиксируют информацию в тетрадях в виде схемы (тип схемы разрабатывается каждым учеником самостоятельно); сравнивают получившиеся в тетрадях схемы со слайдом, по необходимости корректируют * Учим воспринимать материал на слух и структурировать его самостоятельно 2. Отвечают на вопросы (задействован весь класс) *Закрепляем фактический материал, проверяем домашнюю работу **Предполагаемые ответы: - Все это произведения устного народного творчества, но сказка – изначальный вымысел, а в мифы древние люди верили - Певцы, первые поэты, аэды и рапсоды - Они были попыткой древнего человека объяснить реальность, толковать явления окружающего мира - Нет, у каждого народа есть своя история, а значит и своя система мифов и т.п. | 30-35 минут (по 10-15 минут на каждую часть) |
IV. Завершающий этап 1. Подведение итогов урока Ну что ж, урок у нас сегодня получился интересный, насыщенный. Древний мир оказался нам гораздо ближе, чем можно было бы предположить. А какие проблемы, волновавшие древних людей, актуальны и для нас с вами, сегодня? Может быть, что-то осталось непонятным? Если хотите уточнить что-то, задавайте вопросы. 2. Формулировка домашнего задания - Продолжить составление опорной схемы на основе текстов (генеалогическое древо богов Олимпа) - Работа со словарем (обратиться к литературоведческому и философскому\толковому словарям; из первого выписать определения понятий «миф», «сказка», из второго – «хаос», «космос» - Дополнительное задание (по желанию): нарисовать героя мифа, который больше всего запомнился после прочтения Благодарит учеников за урок, прощается | 1. Отвечают на вопрос учителя: проблема возникновения мира, места человека в нем, границ человеческих способностей, добра и зла, отношений между людьми и т.п. * Формируем нравственные качества; развиваем устную речь; утверждаем актуальность художественных произведений в повседневной жизни, важность их для каждого отдельного человека; мотивируем на дальнейшее изучение темы Задают вопросы, возникшие в ходе урока 2. Записывают домашнее задание * Разноплановость задания позволяет формировать у учеников все необходимы компетенции: литературоведческие, читательские, личностные (навыки обобщения и структурирования информации, работа со специальной литературой, развитие творческого потенциала, закрепление фактических понятий, формирование образного мышления, умения мыслить как конкретными, так и абстрактными категориями) | 5 - 7 минут |