СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоции, чувства

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эмоции, чувства»

 Тема: «Эмоции»

Тема: «Эмоции»

Задачи: актуализировать знания о стрессе и его причинах; - показать особенности и значение эмоций; - познакомить с видами эмоций; - раскрыть важность овладения умением управлять эмоциональным состоянием.
  • Задачи: актуализировать знания о стрессе и его причинах;
  • - показать особенности и значение эмоций;
  • - познакомить с видами эмоций;
  • - раскрыть важность овладения умением управлять эмоциональным состоянием.
Эмоции (от лат. emovere  — волновать, возбуждать) — субъективные реакции человека и животных на внутренние и внешние раздражители, связанные с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающиеся в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) ситуации, в которой оказывается индивид.
  • Эмоции (от лат. emovere  — волновать, возбуждать) — субъективные реакции человека и животных на внутренние и внешние раздражители, связанные с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающиеся в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) ситуации, в которой оказывается индивид.
Гипоталамус — отдел промежуточного мозга; высший центр регуляции вегетативных функций организма и размножения; место взаимодействия нервной и эндокринной систем. Филогенетически гипоталамус — древний отдел головного мозга, существующий у всех хордовых и достигающий наивысшего развития у млекопитающих.
  • Гипоталамус — отдел промежуточного мозга; высший центр регуляции вегетативных функций организма и размножения; место взаимодействия нервной и эндокринной систем. Филогенетически гипоталамус — древний отдел головного мозга, существующий у всех хордовых и достигающий наивысшего развития у млекопитающих.
Виды эмоций Положительные эмоции — эмоции человека, характер которых определяется высокой потребностью в чём-либо и высокой вероятностью удовлетворения этой потребности (удовольствие, радость). Отрицательные эмоции — эмоции человека, характер которых определяется высокой потребностью в чем-либо, но низкой вероятностью удовлетворения этой потребности (страх, ярость).

Виды эмоций

Положительные эмоции — эмоции человека, характер которых определяется высокой потребностью в чём-либо и высокой вероятностью удовлетворения этой потребности (удовольствие, радость).

Отрицательные эмоции — эмоции человека, характер которых определяется высокой потребностью в чем-либо, но низкой вероятностью удовлетворения этой потребности (страх, ярость).

Эмоции и ощущения

  • Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причём это не рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие — негодование; одних людей он любит, к другим равнодушен; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — эти переживания человеком своего отношения к различным объектам называют чувствами или эмоциями. В обыденной речи слово «чувства» часто употребляют в смысле «ощущения». Органы чувств, если подходить строго, надо называть органами ощущений, так как ни глаз, ни ухо или кожа не являются органами радости, удовольствия или страха. Говорят: «Я ощущаю радость, чувствуя аромат цветка», но правильнее сказать: «Я чувствую радость, ощущая аромат цветка». Об этой путанице между ощущениями и чувствами надо помнить. Например, человек радуется аромату цветка. Цветок существует независимо от человека, и, если бы он не видел цветка, тот всё равно существовал бы. Но радость существует только в данном человеке как субъективное проявление. Без человека нет и его радости.
О центрах  эмоций в  головном мозге Высшие центры эмоций находятся в коре головного мозга. Для формирования эмоций большое значение имеют височные и лобная доли. В лобной доле происходит активизация и торможение эмоции, так как она связана с лимбической системой, которая отвечает за эмоциональные реакции человека. Например, у больных с повреждённой лобной долей возникает эмоциональная нестабильность, они легко переходят от веселья к ярости. В промежуточном мозге находятся структуры (гипоталамус), отвечающие за проявление эмоций. Раздражение этих структур электрическим током ведёт к внешним проявлениям эмоций.

О центрах эмоций в головном мозге

  • Высшие центры эмоций находятся в коре головного мозга. Для формирования эмоций большое значение имеют височные и лобная доли. В лобной доле происходит активизация и торможение эмоции, так как она связана с лимбической системой, которая отвечает за эмоциональные реакции человека. Например, у больных с повреждённой лобной долей возникает эмоциональная нестабильность, они легко переходят от веселья к ярости. В промежуточном мозге находятся структуры (гипоталамус), отвечающие за проявление эмоций. Раздражение этих структур электрическим током ведёт к внешним проявлениям эмоций.

Изучение эмоций животных и человека

  • В 80-е годы учёные открыли существование в разных подкорковых отделах мозга своеобразных эмоциональных центров, которые условно были названы «центрами страдания» и «центрами наслаждения». Животным (крысам, а потом и обезьянам) в эти центры вживляли электроды. Электроды соединялись со слабым источником тока, который можно было включать, нажимая на педаль. Животные выучивались нажимать на педаль и таким образом включать ток, идущий к ним в мозг. От раздражения «центров страдания» животные сразу же активно отказывались, причём все их реакции свидетельствовали о том, что они испытывают страдание. «Центры наслаждения» животные раздражали, беспрерывно нажимая на педаль много часов подряд, отказываясь от воды и пищи вплоть до полного изнеможения.
  • В целях лечения практикуется введение тончайших электродов в отдельные участки человеческого мозга. При раздражении одних зон люди сообщают о возникновении у них приятных ощущений общего удовлетворения, а также подъёма, бодрости, немотивированной радости. При раздражении других зон больные говорят о чувствах тревоги, беспокойства, угнетения, иногда беспредметного страха.

Социальный характер эмоций

  • Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций — объективная действительность в её соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека — как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, — вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть). Возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека. Иначе говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат прежде всего потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми: потребность во взаимном общении, потребность в трудовой деятельности, потребность поступать в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе, и т. д. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве.
Чувство — устойчивое эмоциональное отношение к реальным и воображаемым объектам, имеющим личностную ценность.
  • Чувство — устойчивое эмоциональное отношение к реальным и воображаемым объектам, имеющим личностную ценность.
Примеры проявления  различных чувств Пример проявления чувства долга — подвиги тысяч советских людей в годы Великой Отечественной войны, героев-молодогвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чувство долга проявляется и в самоотверженной работе космонавтов, спасателей. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И.П. Павлов подчёркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. А тщательно выполненное учебное задание, остроумно решённая задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.

Примеры проявления различных чувств

  • Пример проявления чувства долга — подвиги тысяч советских людей в годы Великой Отечественной войны, героев-молодогвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чувство долга проявляется и в самоотверженной работе космонавтов, спасателей.
  • Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И.П. Павлов подчёркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя.
  • А тщательно выполненное учебное задание, остроумно решённая задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.
Аффект  — сильные, стремительно развивающиеся эмоции, отличающиеся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определённый, закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (бегство, агрессия).
  • Аффект  — сильные, стремительно развивающиеся эмоции, отличающиеся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определённый, закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (бегство, агрессия).
Аффекты великих людей Аффект радости могут вызвать крупные достижения в области науки и искусства как результат упорного труда, которыми человек имеет все основания гордиться. Известно, например, что, закончив трагедию «Борис Годунов», А.С. Пушкин так радовался и ликовал, что пустился в пляс, приговаривая: «Ай да Пушкин!..» Великий русский учёный К.А. Тимирязев, когда открыл явление фотосинтеза, пошёл плясать среди приборов и препаратов в своей лаборатории

Аффекты великих людей

  • Аффект радости могут вызвать крупные достижения в области науки и искусства как результат упорного труда, которыми человек имеет все основания гордиться. Известно, например, что, закончив трагедию «Борис Годунов», А.С. Пушкин так радовался и ликовал, что пустился в пляс, приговаривая: «Ай да Пушкин!..» Великий русский учёный К.А. Тимирязев, когда открыл явление фотосинтеза, пошёл плясать среди приборов и препаратов в своей лаборатории
Страсть — длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности.
  • Страсть — длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности.
О проявлении  страсти Положительной страстью можно назвать неуклонное стремление к науке. Жизнь великого учёного М.В. Ломоносова — пример такого безграничного, страстного стремления к познанию окружающего мира. Страсть положительной направленности, например, к учению, искусству, науке способствует духовному росту личности, развитию её таланта, большим достижениям в жизни.

О проявлении страсти

  • Положительной страстью можно назвать неуклонное стремление к науке. Жизнь великого учёного М.В. Ломоносова — пример такого безграничного, страстного стремления к познанию окружающего мира. Страсть положительной направленности, например, к учению, искусству, науке способствует духовному росту личности, развитию её таланта, большим достижениям в жизни.
Домашнее задание §35 с. 92-93, § 36 с.96-97,  1 группа – доклад « Семья и её функции». 2 группа – доклад « Семья и семейные ценности». 3 группа- доклад «Главная роль в создании семейного очага принадлежит….».

Домашнее задание

  • §35 с. 92-93, § 36 с.96-97,
  • 1 группа – доклад « Семья и её функции».
  • 2 группа – доклад « Семья и семейные ценности».
  • 3 группа- доклад «Главная роль в создании семейного очага принадлежит….».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!