СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное выгорание педагогов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое эмоционально выгорание. Какие факторы и ситуации влияют на это.

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное выгорание педагогов»

 Эмоциональное выгорание у педагогов Педагог – психолог г.Степногорска КГУ «Вечерняя средняя школа» Мансурова А.С.

Эмоциональное выгорание у педагогов

Педагог – психолог

г.Степногорска КГУ «Вечерняя средняя школа»

Мансурова А.С.

 Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Что же такое эмоциональное выгорание?

Что же такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности Это несоответствие между требованиями , предъявляемыми к работнику и его реальными возможностями

Эмоциональное выгорание

  • Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
  • Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности
  • Это несоответствие между требованиями , предъявляемыми к работнику и его реальными возможностями
Причины возникновения ПВ у педагогов: Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перезагрузка; Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом несоответствие результатов затраченным силам; Жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год). Ограниченность времени урока для реализации поставленных целей; Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; Неотрегулированность организационных моментов педагогической деятельности, нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда; Отсутствие навыков коммуникации и умения  выходить из трудных ситуаций общения с  детьми, родителями, администрацией;

Причины возникновения ПВ у педагогов:

  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перезагрузка;
  • Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом несоответствие результатов затраченным силам;
  • Жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год). Ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
  • Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • Неотрегулированность организационных моментов педагогической деятельности, нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
  • Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда;
  • Отсутствие навыков коммуникации и умения

выходить из трудных ситуаций общения с

детьми, родителями, администрацией;

Факторы напряженности педагога:  Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций; Загруженность рабочего дня; Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки; Чувствительность к имеющимся трудностям; Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка; Требуется творческое отношение к  профессиональной деятельности; Владение современными методиками и  технологиями обучения;

Факторы напряженности педагога:

  • Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
  • Загруженность рабочего дня;
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
  • Чувствительность к имеющимся трудностям;
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка;
  • Требуется творческое отношение к

профессиональной деятельности;

  • Владение современными методиками и

технологиями обучения;

Ситуации, влияющие на возникновение ПВ: Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционального неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция – защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий,  на которые было потрачено много сил и  энергии, а в результате не получено  соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года;

Ситуации, влияющие на возникновение ПВ:

  • Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
  • Ситуации эмоционального неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция – защитная);
  • Проведение открытых уроков; мероприятий,

на которые было потрачено много сил и

энергии, а в результате не получено

соответствующего удовлетворения;

  • Окончание учебного года;
Стадии профессионального выгорания: Первая стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с  членами семьи; Возникают состояние тревожности,  неудовлетворенности;

Стадии профессионального выгорания:

Первая стадия:

  • Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
  • Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с

членами семьи;

  • Возникают состояние тревожности,

неудовлетворенности;

Вторая стадия: Возникновение недоразумений с коллегами; Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам;

Вторая стадия:

  • Возникновение недоразумений с коллегами;
  • Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам;

Третья стадия: Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру; человек становится равнодушным ко всему; Безразличие ко всему;

Третья стадия:

  • Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру; человек становится равнодушным ко всему;
  • Безразличие ко всему;
Три аспекта профессионального выгорания: Первый – снижение самооценки  Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй  – одиночество  Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми Третий – эмоциональное истощение, соматизация  Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Три аспекта профессионального выгорания:

  • Первыйснижение самооценки

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

  • Второйодиночество

Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми

  • Третийэмоциональное истощение, соматизация

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы появления СЭВ:  Первая группа:  Психофизические симптомы: Чувства постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); Ощущение эмоционального и физического истощения; Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно – кишечного тракта; Резкая потеря или резкое увеличение веса; Полная или частичная бессонница; Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния и осязания;

Симптомы появления СЭВ: Первая группа: Психофизические симптомы:

  • Чувства постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • Ощущение эмоционального и физического истощения;
  • Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно – кишечного тракта;
  • Резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • Полная или частичная бессонница;
  • Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния и осязания;
Вторая группа:  Социально - психологические симптомы: Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Вторая группа: Социально - психологические симптомы:

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
Третья группа:  Поведенческие симптомы: Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее; -постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает; -руководитель затрудняется в принятии решений; -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; -невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; -дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Третья группа: Поведенческие симптомы:

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
  • -постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
  • -руководитель затрудняется в принятии решений;
  • -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • -невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • -дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Профилактика профессионального выгорания: Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания: Во – первых: Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях; Во – вторых: Опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) Способность конструктивно меняться в направленных условиях (изменить отношение к проблеме); Высокая мобильность; Открытость; общительность; Самостоятельность; Стремление опираться на собственные силы; В – третьих: Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих  себя, так и других людей и жизни вообще.

Профилактика профессионального выгорания:

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания:

Во – первых:

  • Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
  • Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;

Во – вторых:

  • Опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему)
  • Способность конструктивно меняться в направленных условиях (изменить отношение к проблеме);
  • Высокая мобильность;
  • Открытость; общительность;
  • Самостоятельность;
  • Стремление опираться на собственные силы;

В – третьих:

  • Способность формировать и поддерживать в себе позитивные,
  • оптимистические установки и ценности – как в отношении самих

себя, так и других людей и жизни вообще.

Саморегуляция психического состояния: Смех, улыбка, юмор; Размышления о хорошем, приятном – отвлечение; Различные движения типа потягивания, расслабления мышц – физические нагрузки переключают эмоции; Рассматривания цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; Вдыхание свежего воздуха; Чтение стихов или молитв; Высказывание похвалы, комплиментов кому – либо просто так

Саморегуляция психического состояния:

  • Смех, улыбка, юмор;
  • Размышления о хорошем, приятном – отвлечение;
  • Различные движения типа потягивания, расслабления мышц – физические нагрузки переключают эмоции;
  • Рассматривания цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • Вдыхание свежего воздуха;
  • Чтение стихов или молитв;
  • Высказывание похвалы, комплиментов кому – либо просто так
Анализ результатов диагностики Характеристика симптома Несложившийся Шкала «Напряжение» 14 Складывающийся Шкала «Резистенция» Шкала «Истощение» 14 8 Сложившийся 12 7 12 «эмоциональное выгорание» 12 13 3 11 6 5   Общий итоговый балл Общее количест-во педагогов 10 0-110 111-180 4 Эмоционально не выгоревший 4 181-210 Средний уровень эмоционального выгорания 210 и выше 0 Высокий уровень эмоционального выгорания 2 Критический уровень

Анализ результатов диагностики

Характеристика симптома

Несложившийся

Шкала «Напряжение»

14

Складывающийся

Шкала «Резистенция»

Шкала «Истощение»

14

8

Сложившийся

12

7

12

«эмоциональное выгорание»

12

13

3

11

6

5

Общий итоговый балл

Общее количест-во педагогов

10

0-110

111-180

4

Эмоционально не выгоревший

4

181-210

Средний уровень эмоционального выгорания

210 и выше

0

Высокий уровень эмоционального выгорания

2

Критический уровень

Памятка педагогу НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не принимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваше желания прямо, ясно и честно. Говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Памятка педагогу

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
  • Если не принимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваше желания прямо, ясно и честно. Говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!