Эмоциональное выгорание у педагогов
Педагог – психолог
г.Степногорска КГУ «Вечерняя средняя школа»
Мансурова А.С.
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.
Что же такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание
- Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
- Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности
- Это несоответствие между требованиями , предъявляемыми к работнику и его реальными возможностями
Причины возникновения ПВ у педагогов:
- Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перезагрузка;
- Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом несоответствие результатов затраченным силам;
- Жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год). Ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
- Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- Неотрегулированность организационных моментов педагогической деятельности, нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
- Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда;
- Отсутствие навыков коммуникации и умения
выходить из трудных ситуаций общения с
детьми, родителями, администрацией;
Факторы напряженности педагога:
- Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
- Загруженность рабочего дня;
- Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
- Чувствительность к имеющимся трудностям;
- Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка;
- Требуется творческое отношение к
профессиональной деятельности;
- Владение современными методиками и
технологиями обучения;
Ситуации, влияющие на возникновение ПВ:
- Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
- Ситуации эмоционального неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция – защитная);
- Проведение открытых уроков; мероприятий,
на которые было потрачено много сил и
энергии, а в результате не получено
соответствующего удовлетворения;
Стадии профессионального выгорания:
Первая стадия:
- Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
- Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с
членами семьи;
- Возникают состояние тревожности,
неудовлетворенности;
Вторая стадия:
- Возникновение недоразумений с коллегами;
- Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам;
Третья стадия:
- Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру; человек становится равнодушным ко всему;
- Безразличие ко всему;
Три аспекта профессионального выгорания:
- Первый – снижение самооценки
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми
- Третий – эмоциональное истощение, соматизация
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Симптомы появления СЭВ: Первая группа: Психофизические симптомы:
- Чувства постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- Ощущение эмоционального и физического истощения;
- Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно – кишечного тракта;
- Резкая потеря или резкое увеличение веса;
- Полная или частичная бессонница;
- Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния и осязания;
Вторая группа: Социально - психологические симптомы:
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
Третья группа: Поведенческие симптомы:
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
- -постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
- -руководитель затрудняется в принятии решений;
- -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- -невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- -дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Профилактика профессионального выгорания:
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания:
Во – первых:
- Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
- Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
Во – вторых:
- Опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему)
- Способность конструктивно меняться в направленных условиях (изменить отношение к проблеме);
- Высокая мобильность;
- Открытость; общительность;
- Самостоятельность;
- Стремление опираться на собственные силы;
В – третьих:
- Способность формировать и поддерживать в себе позитивные,
- оптимистические установки и ценности – как в отношении самих
себя, так и других людей и жизни вообще.
Саморегуляция психического состояния:
- Смех, улыбка, юмор;
- Размышления о хорошем, приятном – отвлечение;
- Различные движения типа потягивания, расслабления мышц – физические нагрузки переключают эмоции;
- Рассматривания цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
- Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- Вдыхание свежего воздуха;
- Чтение стихов или молитв;
- Высказывание похвалы, комплиментов кому – либо просто так
Анализ результатов диагностики
Характеристика симптома
Несложившийся
Шкала «Напряжение»
14
Складывающийся
Шкала «Резистенция»
Шкала «Истощение»
14
8
Сложившийся
12
7
12
«эмоциональное выгорание»
12
13
3
11
6
5
Общий итоговый балл
Общее количест-во педагогов
10
0-110
111-180
4
Эмоционально не выгоревший
4
181-210
Средний уровень эмоционального выгорания
210 и выше
0
Высокий уровень эмоционального выгорания
2
Критический уровень
Памятка педагогу
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- Если не принимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваше желания прямо, ясно и честно. Говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Благодарим за внимание!