СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Энергия. Виды энергии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Энергия. Виды энергии.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Энергия. Виды энергии»

Приборы : Оборудование: Измерительная линейка, брусок, динамометр; Гиря, штатив; Пистолет с шариком; Металлический желоб, шарик, цилиндр; Деревянный брусок и сосуд с водой; Желоб, согнутый дугой, и шарик; Стальная линейка, ластик; Велосипедный насос; Модель маятника Максвелла; Самодвижущаяся тележка; Модель центробежной дороги таблицы с формулами, рисунки практического применения энергии, медиа-проектор, экран, компьютер, ЦОР «Физика 7 класс» (Обучающие задания к гл. 6 «Работа, энергия и мощность», §48)

Приборы :

Оборудование:

  • Измерительная линейка, брусок, динамометр;
  • Гиря, штатив;
  • Пистолет с шариком;
  • Металлический желоб, шарик, цилиндр;
  • Деревянный брусок и сосуд с водой;
  • Желоб, согнутый дугой, и шарик;
  • Стальная линейка, ластик;
  • Велосипедный насос;
  • Модель маятника Максвелла;
  • Самодвижущаяся тележка;
  • Модель центробежной дороги
  • таблицы с формулами,
  • рисунки практического применения энергии,
  • медиа-проектор,
  • экран,
  • компьютер,
  • ЦОР «Физика 7 класс» (Обучающие задания к гл. 6 «Работа, энергия и мощность», §48)
 Цель урока: проверить и оценить глубину, прочность и осознанность знаний учащихся по теме.   Обучающая: выработать навыки учебного труда с дополнительной литературой, продолжить развитие самостоятельности учащихся, их речи, творческих способностей, сообразительности и умения анализировать факты. Развивающая: развивать познавательный интерес к физике, научить применять полученные знания на практике, пробудить интерес к экспериментам и открытиям. Воспитывающая : создать положительную мотивацию учебной деятельности, повысить самооценку.

Цель урока: проверить и оценить глубину, прочность и осознанность знаний учащихся по теме.

  • Обучающая: выработать навыки учебного труда с дополнительной литературой, продолжить развитие самостоятельности учащихся, их речи, творческих способностей, сообразительности и умения анализировать факты.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес к физике, научить применять полученные знания на практике, пробудить интерес к экспериментам и открытиям.
  • Воспитывающая : создать положительную мотивацию учебной деятельности, повысить самооценку.
План урока Организационный момент Актуализация опорных знаний Работа «групп по интересам» Подведение итогов урока Комментирование оценок Задание на дом

План урока

  • Организационный момент
  • Актуализация опорных знаний
  • Работа «групп по интересам»
  • Подведение итогов урока
  • Комментирование оценок
  • Задание на дом
I .Организационный момент: сообщение учителя о цели урока и плана предстоящей работы.

I .Организационный момент:

  • сообщение учителя о цели урока и плана предстоящей работы.
II . Актуализация опорных знаний : Использование ЦОР

II . Актуализация опорных знаний :

  • Использование ЦОР
Фрагмент 2

Фрагмент 2

Фрагмент 3

Фрагмент 3

III . Работа

III . Работа "групп по интересам".

Класс разбит на 5 групп:

  • «теоретики»:
  • «чистые теоретики». «теоретики-аналитики»,
  • «чистые теоретики». «теоретики-аналитики»,
  • «чистые теоретики».
  • «теоретики-аналитики»,
  • «наблюдатели»,
  • «техники-экспериментаторы»,
  • «знатоки истории науки»,
  • «практики».
  • Каждая группа готовит свои задания, вопросы, опыты.
1). “Теоретики” “ Чистые теоретики” : Задание: Приведите примеры и объясните процессы, которые происходят с телами под действием некоторых сил (тяжести, упругости), объяснение причин изменения состояния тел, используя логическую цепочку “ изменение состояния - изменение энергии - возможность совершения работы»

1). “Теоретики”

Чистые теоретики” :

Задание:

  • Приведите примеры и объясните процессы, которые происходят с телами под действием некоторых сил (тяжести, упругости), объяснение причин изменения состояния тел, используя логическую цепочку

изменение состояния - изменение энергии - возможность совершения работы»

“ Теоретики -  аналитики ” Напишите все варианты формул для расчета кинетической и потенциальной энергии, назовите виды энергии, дайте определения.

Теоретики - аналитики

  • Напишите все варианты формул для расчета кинетической и потенциальной энергии,
  • назовите виды энергии,
  • дайте определения.
Потенциальная энергия Потенциальной энергией называется энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела

Потенциальная энергия

  • Потенциальной энергией называется энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела
Потенциальная энергия Потенциальной энергией обладает всякое упруго деформированное тело Е п пружины вычисляется по формуле: где Х 1 – начальное положение пружины Х 2 – конечное положение пружины

Потенциальная энергия

  • Потенциальной энергией обладает всякое упруго деформированное тело
  • Е п пружины вычисляется по формуле:

где Х 1 – начальное положение пружины

Х 2 – конечное положение пружины

Кинетическая энергия Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения, называется кинетической Обозначается буквой Е к Вычисляется по формуле:

Кинетическая энергия

  • Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения, называется кинетической
  • Обозначается буквой Е к
  • Вычисляется по формуле:
Задания «теоретиков – аналитиков» классу:    1. Найди ошибки в тексте : (если есть ошибка, учащиеся поднимают красную карточку) « Энергия – это физическая величина, показывающая, какую работу может совершить тело или несколько тел. Энергию измеряют теми же единицами, что и мощность. Чем большую работу может совершить тело, тем большей энергией оно обладает. Каждое тело может обладать двумя видами энергии – потенциальной и кинетической. Если тело совершает работу, то его энергия увеличивается . Потенциальная энергия определяется скоростью движения тела, а кинетическая энергия зависит от взаимного положения тел. Один вид механической энергии может переходить в другой. Например, на гидроэлектростанции при падении воды на лопасти турбины кинетическая энергия воды превращается в потенциальную.»

Задания «теоретиков – аналитиков» классу:

  • 1. Найди ошибки в тексте : (если есть ошибка, учащиеся поднимают красную карточку)
  • « Энергия – это физическая величина, показывающая, какую работу может совершить тело или несколько тел.
  • Энергию измеряют теми же единицами, что и мощность. Чем большую работу может совершить тело, тем большей энергией оно обладает.
  • Каждое тело может обладать двумя видами энергии – потенциальной и кинетической.
  • Если тело совершает работу, то его энергия увеличивается . Потенциальная энергия определяется скоростью движения тела, а кинетическая энергия зависит от взаимного положения тел.
  • Один вид механической энергии может переходить в другой. Например, на гидроэлектростанции при падении воды на лопасти турбины кинетическая энергия воды превращается в потенциальную.»
Задания «теоретиков – аналитиков» классу:  (ответы) « Энергия – это физическая величина, показывающая, какую работу может совершить тело или несколько тел. Энергию измеряют теми же единицами, что и мощность . Чем большую работу может совершить тело, тем большей энергией оно обладает. Каждое тело может обладать двумя видами энергии – потенциальной и кинетической. Если тело совершает работу, то его энергия увеличивается . Потенциальная энергия определяется скоростью движения тела, а кинетическая энергия зависит от взаимного положения тел . Один вид механической энергии может переходить в другой. Например, на гидроэлектростанции при падении воды на лопасти турбины кинетическая энергия воды превращается в потенциальную.» ( подчёркнутые слова в тексте неверны ).

Задания «теоретиков – аналитиков» классу: (ответы)

  • « Энергия – это физическая величина, показывающая, какую работу может совершить тело или несколько тел.
  • Энергию измеряют теми же единицами, что и мощность .
  • Чем большую работу может совершить тело, тем большей энергией оно обладает.
  • Каждое тело может обладать двумя видами энергии – потенциальной и кинетической.
  • Если тело совершает работу, то его энергия увеличивается . Потенциальная энергия определяется скоростью движения тела, а кинетическая энергия зависит от взаимного положения тел .
  • Один вид механической энергии может переходить в другой. Например, на гидроэлектростанции при падении воды на лопасти турбины кинетическая энергия воды превращается в потенциальную.» ( подчёркнутые слова в тексте неверны ).
2). “Группа наблюдателей” подбирает примеры, наблюдаемые в повседневной жизни, которые могут быть объяснены с помощью физических понятий темы. Учащиеся этой группы задают классу вопросы, а в случае неверных ответов отвечают сами:

2). “Группа наблюдателей”

  • подбирает примеры, наблюдаемые в повседневной жизни, которые могут быть объяснены с помощью физических понятий темы. Учащиеся этой группы задают классу вопросы, а в случае неверных ответов отвечают сами:
Вопросы группы наблюдателей Водителю необходимо переехать на автомобиле лужу с илистым дном. Он решил разогнать автомобиль и на большой скорости преодолеть её. Правильно ли он поступил? 2. Автомобиль спускается с горы с выключенным двигателем. За счёт какой энергии движется при этом автомобиль? 3. Спортсмены совершают прыжки в высоту обычно

Вопросы группы наблюдателей

  • Водителю необходимо переехать на автомобиле лужу с илистым дном. Он решил разогнать автомобиль и на большой скорости преодолеть её. Правильно ли он поступил?
  • 2. Автомобиль спускается с горы с выключенным двигателем. За счёт какой энергии движется при этом автомобиль?
  • 3. Спортсмены совершают прыжки в высоту обычно "перекатом", а не “прямо”? Почему?
  • 4. Нужно ли совершать какую-либо работу для изменения скорости движения тел в условиях невесомости, когда не существует ни трения, ни сопротивления среды?
  • 5. Почему иногда автомобиль не может въехать на гору, если он у начала подъема не сделал разгон, не приобрел значительной скорости?
  • 6. Почему взмах руками, сделанный спортсменом в момент прыжка, увеличивает высоту и длину прыжка?
  • 7. Работа, которую совершает комар, когда жалит человека, примерно равна 0.0000001 Дж. Какую энергию комар при этом расходует?
  • 8. Прыгательные конечности кузнечика очень длинные. Почему?
3) ГРУППА «ТЕХНИКОВ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОВ» готовят опыты по теме. Перед демонстрацией опытов они обращаются к классу: Посмотрев опыты, вы должны ответить на вопросы: за счёт действия какой силы изменяется состояние тела?  какие превращения энергии при этом происходят? на какую величину изменяется энергия?

3) ГРУППА «ТЕХНИКОВ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОВ»

  • готовят опыты по теме.
  • Перед демонстрацией опытов они обращаются к классу:
  • Посмотрев опыты, вы должны ответить на вопросы:
  • за счёт действия какой силы изменяется состояние тела?
  • какие превращения энергии при этом происходят?
  • на какую величину изменяется энергия?
Опыты(проводят «техники-экспериментаторы») Опыты: 1. Над столом подвешиваем гирю. Гиря не движется, поэтому работа не совершается. Если пережечь нить, то гиря начнет падать. 2. Тележка приводится в движение падающим грузом. 3. Сжатая пружина выбрасывает шарик из пистолета. 4. На наклонном желобе помещен цилиндр. Шарик, скатываясь с желоба сверху, ударяет в цилиндр и перемещает его. 5. Деревянный брусок погружаем в воду. Отпускаем. Что вы наблюдаете? Всплывая в воде, брусок приобретает некоторую скорость, а следовательно какой вид энергии? За счёт энергии какого тела это произошло?

Опыты(проводят «техники-экспериментаторы»)

  • Опыты:

1. Над столом подвешиваем гирю. Гиря не движется, поэтому работа не совершается. Если пережечь нить, то гиря начнет падать.

2. Тележка приводится в движение падающим грузом.

3. Сжатая пружина выбрасывает шарик из пистолета.

4. На наклонном желобе помещен цилиндр. Шарик, скатываясь с желоба сверху, ударяет в цилиндр и перемещает его.

5. Деревянный брусок погружаем в воду. Отпускаем. Что вы наблюдаете?

  • Всплывая в воде, брусок приобретает некоторую скорость, а следовательно какой вид энергии?
  • За счёт энергии какого тела это произошло?
Опыт6. Центробежная дорога   6. Центробежная дорога По желобу центробежной машины пускается металлический или деревянный шар диаметром около 40 мм. Какие происходят изменения потенциальной и кинетической энергий? Чему равна механическая энергия шара?

Опыт6. Центробежная дорога

  • 6. Центробежная дорога
  • По желобу центробежной машины пускается металлический или деревянный шар диаметром около 40 мм.
  • Какие происходят изменения потенциальной и кинетической энергий?
  • Чему равна механическая энергия шара?
Опыт 7. Самодвижущаяся тележка. На небольшой тележке укрепляется высокая стойка, через которую перекинута нить с закрепленным на конце грузом массой 100 г. Другой конец нити путем принудительного движения тележки наматывается на переднюю ось так, чтобы груз поднялся на максимальную высоту. Когда тележку отпускают, груз начинает опускаться, а тележка - двигаться. Какие превращения энергии происходят при движении тележки?

Опыт 7. Самодвижущаяся тележка.

  • На небольшой тележке укрепляется высокая стойка, через которую перекинута нить с закрепленным на конце грузом массой 100 г. Другой конец нити путем принудительного движения тележки наматывается на переднюю ось так, чтобы груз поднялся на максимальную высоту. Когда тележку отпускают, груз начинает опускаться, а тележка - двигаться.
  • Какие превращения энергии происходят при движении тележки?
Опыт 8.Модель маятника Максвелла Если, накручивая нить на ось, поднимать диск вверх, то он начнет подниматься и опускаться, т.е. совершать колебания. Какие изменения энергии происходят?

Опыт 8.Модель маятника Максвелла

  • Если, накручивая нить на ось, поднимать диск вверх, то он начнет подниматься и опускаться, т.е. совершать колебания.
  • Какие изменения энергии происходят?
НЕСКОЛЬКО ОПЫТОВ С ПРЕВРАЩЕНИЯМИ ЭНЕРГИИ.   Опыт 1 Какой энергией обладал шарик в начале опыта? Когда шарик отпустили, в какой вид энергии перешла потенциальная энергия? Почему шарик поднимается на меньшую высоту, чем находился и потом останавливается? Куда исчезла энергия?

НЕСКОЛЬКО ОПЫТОВ С ПРЕВРАЩЕНИЯМИ ЭНЕРГИИ.

  • Опыт 1
  • Какой энергией обладал шарик в начале опыта?
  • Когда шарик отпустили, в какой вид энергии перешла потенциальная энергия?
  • Почему шарик поднимается на меньшую высоту, чем находился и потом останавливается? Куда исчезла энергия?
Опыты 2  и 3 Опыт 2 Стальная линейка, если её согнуть, приобретает запас механической энергии. Как это доказать? Опыт 3. Накачиваем велосипедную камеру, при этом насос сильно нагревается. Почему нагревается насос?

Опыты 2 и 3

Опыт 2

  • Стальная линейка, если её согнуть, приобретает запас механической энергии.
  • Как это доказать?

Опыт 3.

  • Накачиваем велосипедную камеру, при этом насос сильно нагревается.
  • Почему нагревается насос?

"Знатоки истории науки"

  • Кратко информируют учащихся:
  • Что обозначают слова "энергия", "потенциальная", "кинетическая";
  • Кто ввел эти слова.
5 ).

5 ). "Практики"

  • экспериментальная задача
  • Приборы
б) Задания из ЦОР

б) Задания из ЦОР

в) Решить задачу:

в) Решить задачу:

Заполни таблицу Е к Е п 2 Е 7 9 2,5 ? 11 ? ? ? 4,2 13,5 8,4

Заполни таблицу

Е к

Е п

2

Е

7

9

2,5

?

11

?

?

?

4,2

13,5

8,4

IV .  Подведение итогов урока.

IV . Подведение итогов урока.

    VI .  Задание на дом : Подготовиться к экскурсии по теме “Простые механизмы”: работа башенного крана и других механизмов, применяемых на стройках. Иметь тетрадь, карандаш или ручку. После экскурсии ответить на вопросы: (каждому ученику выдаётся лист с вопросами). 1. Каково назначение башенного крана? Основные его характеристики. 2. Какие в нем имеются простые механизмы? 3. Какие происходят преобразования энергии в процессе работы крана? 4. Какую мощность развивает двигатель за время работы крана? 5. Составить задачу на расчет работы, выполняемой краном или другим механизмом.

    VI . Задание на дом :

    • Подготовиться к экскурсии по теме “Простые механизмы”: работа башенного крана и других механизмов, применяемых на стройках.
    • Иметь тетрадь, карандаш или ручку. После экскурсии ответить на вопросы: (каждому ученику выдаётся лист с вопросами).
    • 1. Каково назначение башенного крана? Основные его характеристики.
    • 2. Какие в нем имеются простые механизмы?
    • 3. Какие происходят преобразования энергии в процессе работы крана?
    • 4. Какую мощность развивает двигатель за время работы крана?
    • 5. Составить задачу на расчет работы, выполняемой краном или другим механизмом.
    ЗАДАЧИ–РИСУНКИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ    МАССА ДЕВОЧКИ- 20 кг МАССЫ  ДЕТЕЙ: 20 кг, 18 кг Сравнить потенциальную энергию.

    ЗАДАЧИ–РИСУНКИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ

    • МАССА ДЕВОЧКИ- 20 кг
    • МАССЫ ДЕТЕЙ:
    • 20 кг, 18 кг
    • Сравнить потенциальную энергию.
    Скорости движения животных:   Борзая – 58 км/ч Заяц – 60 км/ч Черепаха – 0,5 км/ч Гепард – 112 км/ч У кого из них больше кинетическая энергия?

    Скорости движения животных:

    • Борзая – 58 км/ч
    • Заяц – 60 км/ч
    • Черепаха – 0,5 км/ч
    • Гепард – 112 км/ч
    • У кого из них больше кинетическая энергия?
    Черепаха Масса1,5 кг Скорость0,5 км/ч Собака Масса 45кг Скорость 50 км/ч Кинетическая энергия? Потенциальная энергия?
    • Черепаха

    Масса1,5 кг

    Скорость0,5 км/ч

    • Собака

    Масса 45кг

    Скорость 50 км/ч

    Кинетическая энергия?

    Потенциальная энергия?

    Составь задачу по рисунку

    Составь задачу по рисунку


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!