СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Энергосбережение – наше будущее».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

- привлечение внимания к проблемам экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; воспитание экологического сознания у детей, практическое использование знаний.

Просмотр содержимого документа
««Энергосбережение – наше будущее».»

Классный час в 6В классе

«Энергосбережение – наше будущее».


Цели и задачи:

- привлечение внимания к проблемам экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; воспитание экологического сознания у детей, практическое использование знаний.

I. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы рассмотрим один из способов экономии энергии в нашем доме. Речь сегодня пойдет об энергосбережении.

И для начала я хочу рассказать вам сказку.

СКАЗКА

Этот рассказ был написан на зимних каникулах, когда Саша отдыхал в поселке у 
дедушки и бабушки. Однажды Мальчик, герой нашего рассказа, решил совершить маленькое путешествие: дойти пешком с рюкзаком за плечами до посёлка, где живут его дедушка и бабушка.

Идет Мальчик лесом и слышит, как шепчут листвой деревья: «Спасибо, тебе, Мальчик! Будь здоровым как мы». «Пожалуйста», - ответил Мальчик, только он не понял, за что это его благодарит Лес. «Спасибо за пожелание», — добавил он и, напевая весёлую песенку, шел дальше. Вот он прошёл лес.

Впереди огромные просторы. Как красиво вокруг! Но на пути нашего героя встретилась река. Подошел Мальчик поближе, чтобы поздороваться с Рекой и вдруг слышит: «Спасибо, тебе, Мальчик! Будь сильным и мощным как мои воды». «Пожалуйста», - вежливо ответил Мальчик, только опять не поняв, за что это его благодарит Река. «Интересно, что такое я сделал, за что меня благодарит Река». Поблагодарив за пожелание, он смело перешёл её через мост и пошёл дальше.

Вдали виднелся посёлок, в котором жили бабушка и дедушка Мальчика. В окрестностях этого поселка находится разрез, который добывает каменный уголь. Наш герой решил посмотреть, как работают экскаваторы, БелАЗы. Подойдя ближе, он увидел, как залегает уголь в земной коре и вдруг слышит знакомые слова: «Спасибо, тебе, Мальчик! Будь полезным обществу как я!». Осмотрелся Мальчик, но вокруг никого не было. Оказалось, что это с ним разговаривает Уголь! «Да и тебе спасибо, Уголь», — ответил вежливо Мальчик. Он-то знал, как необходим уголь для человека, какую огромную пользу он приносит ему.

Так незаметно наш герой оказался на пороге бабушкиного дома и первое, что он сделал - это рассказал всё дедушке. А в конце своего рассказа спросил: «Дедушка! А за что меня благодарили Лес, Река, Уголь? Что я такого хорошего сделал? Ведь всегда благодарят за хорошие дела, а я просто шёл и шёл...». На что дед спросил внука:

Внучек, а когда ты чистишь зубы, у тебя из крана бежит вода зря?

Нет, - ответил Мальчик.

А когда выходишь из комнаты, ты оставляешь свет в комнате?

Нет, я его всегда выключаю, — был ответ внука.

А днём, когда светло, в твоей комнате горит свет?

Нет, я даже выключаю его в других комнатах!

А родители у тебя купили энергосберегающие лампочки, которые рекламируют?

Да, я с папой выбирал их в магазине, а потом он поменял дома старые лампочки на новые, и свет сразу стал другим.

Так вот и ответ на твой вопрос, — подмигнув, ответил дед, — очень простой: тыбережёшь энергию, а значит, бережёшь каменный уголь и земную кору, в которой он залегает, ты бережёшь воды рек, на которых стоят электростанции, а лес благодаря этому растет здоровым и невредимым, очищая воздух для людей.

Понял, понял! — радостно сказал Мальчик.

И добавил: «Дед, а надо все беречь, потому что без энергии не работают заводы, разрезы... Всё-всё получается благодаря энергии. И если мы будем беречь ее, то ещё больше мы можем получить благ!»

— Молодец! - добавила бабушка, которая внимательно слушала разговор деда и внука, — мой руки и за стол, пироги остываюта то опять придется разогревать и тратить зря энергию!

Автор рассказа, как и его герой, бережно относится к воде, бережет энергию и очень любит путешествовать.

Так что же такое ЭНЕРГИЯ?

В переводе с греческого языка слово «энергия» означает действие, деятельность.

И, действительно, ни одна деятельность, ни одна работа, ни одно явление в природе невозможны без участия энергии. Сегодня мы будем в основном говорить об электрической энергии, о том, как ее получают, используют и почему ее нужно сберегать, т.е. экономить.

В промышленно  развитых  странах  от 30  до 50%  электроэнергии  расходуется на  электрические приборы и установки в жилых домах и сфере услуг. По оплачиваемым счетам за электроэнергию  вы можете  убедиться,  что  этот  вид  энергии  относительно  дорог. Поэтому при покупке бытовой  электроники обязательно обратите  внимание на потребляемую  энергию, сравните различные модели и производителей и выберите наименее энергоемкую модель.

Людям для работы нужен свет. Изначально мы приспособлены для того, чтобы вести активную жизнь в светлое время дня и спать ночью. В современном обществе деятельность продолжается 24 часа в сутки, и мы проводим много времени внутри зданий, куда не попадает  дневной  свет. Особенно  велика необходимость  в  дополнительном искусственном освещении в течение коротких зимних дней в северных районах.

За  свою  историю  человечество  использовало  для  освещения  все,  что может  гореть. После  изобретения  электрической  лампочки  и  внедрения  электросетей  электрический свет  оказался наилучшим  способом искусственного  освещения. Освещение —  это  одно из  тех  применений  энергии,  где  действительно  стоит  использовать  высококачественную  энергию  электричества,  но  и  здесь можно  использовать  дневной  свет  в  комбинации с искусственным освещением.

В среднестатистической семье на освещение тратится примерно половина потребляемой  электроэнергии.  

Учитель: Ребята, так что же можно сделать для экономии электроэнергии? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Учитель: Хорошо! Тогда давайте сформулируем с вами правила, по которым можно экономить электроэнергию. (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

  1. Выключайте свет, когда он не нужен.

  2. Используйте  энергосберегающие лампочки.  Той  энергии,  которую  вы  прежде  расходовали для одной лампочки, будет достаточно для пяти новых лампочек.

  3. Иногда лучше сменить абажур, чем устанавливать дополнительное освещение.

  4. Дайте доступ дневному свету, раздвиньте занавески...


Доступность энергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупило чувство ее экономии. Экономисты подсчитали, что запасов горючего топлива, из которого в основном и получают электроэнергию, осталось всего на несколько десятилетий. От 15% до 20% энергии в стране теряется от простой бесхозяйственности.

Настало время, когда мы обязаны подумать, как организовать свою деятельность, чтобы экономно расходовать энергию, не погубить природу, не допустить трагических последствий для планеты.

- Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья. (Вольтер)

- Бережливость — важный источник благосостояния. (Цицерон)

- Кто не умеет беречь малого, не сохранит и большого. (П. Сир)

Заключение:

Энергия повсюду вокруг нас в разных формах. Она существует с момента образования нашей Вселенной и будет существовать, пока существует Вселенная, превращаясь из одной формы в другую. Для жизни и деятельности человеку постоянно нужна энергия. Не все формы энергии одинаково пригодны для практического использования человеком в его деятельности, т. е. обладают разным качеством.

Человеку требуется энергия в нужной форме, в нужном месте и в нужное время. Необходимую энергию мы получаем из энергоисточников, которые бывают возобновляемыми и невозобновляемыми. Невозобновляемых источников становится все меньше и меньше. Возобновляемые источники будут существовать, пока светит Солнце и существует Земля, но они используются явно недостаточно и не могут пока обеспечить потребности современного человечества в энергии.

Когда мы используем энергию для совершения полезной работы, часть ее неизбежно превращается в тепло и, в конце концов, бесполезно уходит на нагревание Вселенной. Возвратить ее оттуда мы не можем. В этом смысле мы можем сказать, что часть энергии для нас потеряна. Это потери количественные. При транспортировке энергии от источника к потребителю также теряется немалое количество энергии.

При превращении энергии из одной формы в другую качество ее в целом снижается. Это потери качественные. Потребляя все больше и больше энергии, мы соответственно все больше ее теряем. Так можно, в конце концов, потерять ее всю! Мы далеко не первое поколение живущих на Земле и, будем надеяться, далеко не последнее. Но если наши предшественники могли не задумываться о последствиях своей деятельности, то мы не можем себе этого позволить. Стремительно растущее потребление энергии привело не только к истощению невозобновляемых природных ресурсов, но и нанесло такой вред природе, что она иногда становится непригодной для жизни. Пришло время задуматься: кто мы на Земле и что мы оставим после себя? Горы отходов и голое пепелище, подобно беспечным туристам на пикнике, или, как рачительные хозяева, благоустроенный дом со всем необходимым для жизни наших потомков?


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Азбука  энергосбережения:  Пособие  для  учителя /А.И.  Гаврихин,  С.А.  Косяков,  В.В. Литвак и др. Томск: Изд. «Красное знамя», 1999. -  96 с.

  2. Грачева, Е. Энергосбережение для всех и каждого /Е. Грачева. — Челябинск, ОГУП «Энергосбережение», 2002.