«Формы работы по подготовке учащихся
к ЕГЭ по истории»
Клышникова Любовь Ивановна учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №40»
1. Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания.
2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Выявление актуальности проблемы поэтапной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории.
1. Ограничение количества часов.
2. Увеличение объёма изучаемого материала.
3. Проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации.
1 – работа с понятиями на уроках;
2 – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;
3 – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ.
1 Традиционные задания по составлению планов, таблиц и схем.
- Например, 6 класс – тема «Восточные славяне».
Работая по контурной карте, заполняем таблицу с заданием:
Племена
Места заселения
Главный город
Основные занятия
Кому платили дань или с кого собирали
Органы государственной власти при Петре I
Орган государственной власти
Его функции
Кем осуществлялись ранее
Социальная структура при Петре I
Сословие
Обязанности
Привилегии
История России начала 20 века - дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……».
История Киевской Руси – задание
«При Владимире на Руси впервые…».
7 класс - работа с датами.
Первый уровень образовательного ресурса представляет собой тренажёр, с помощью которого ученик может повторить основные даты, факты, понятия, характерные признаки исторических явлений, причины и следствия событий и усовершенствовать свои умения и навыки.
Второй уровень – проверочный тест, за который он получит отметку.
Формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее.
Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию (описание) исторической карты в целом и информации, представленной на карте.
Затем следует приступать к выполнению
заданий, предполагающих:
- самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;
- нанесение объектов на контурную карту (постепенно, к VIII – IX классам, такую работу можно проводить без использования атласов и карт из учебника в качестве подсказки);
- ответы на вопросы по исторической карте.
13. Напиши, как называется отмеченный на карте путь
Ответ:_______________________
14. Напиши имя князя, который установил контроль над этим торговым путем
Ответ:_______________________
15. Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград
Ответ:_______________________
1) этот торговый путь был самым важным в Европе в этот период
2) основным торговым партнером Руси в этот период была Византия
3) с начала X века русские князья совершают военные походы на Византию
4) основными союзниками русских князей в конце IX- начале X века были печенеги
5) основными предметами экспорта были благовония и фрукты
6) население Древней Руси платило за охрану торгового пути дань великому князю
Ответ:__________
Приведем пример задания с использованием карикатуры.
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
1) Ситуация, изображённая на карикатуре, характеризует научные дискуссии во второй половине 1940-х гг.
2) В образе профессора, к которому обращается молодой человек, изображён Т.Д. Лысенко.
3) Руководитель страны в период, когда велись научные дискуссии, которым посвящена карикатура, не принимал в этих дискуссиях чью-либо сторону.
4) «Мичуринское направление», приверженцем которого является молодой человек, изображённый на карикатуре, было разгромлено в результате вмешательства в научные дискуссии Н.И. Вавилова.
5) Наука, название которой указано справа на карикатуре, была объявлена в СССР лженаукой
Уч 6-7 классов с интересом работают с иллюстративным материалом, а свои знания проверяют учебными играми. Например, очень познавательная разработка электронной игры по теме «Русская культура XVIII века», её автор Мартынова Светлана Вячеславовна - учитель истории из Владимирской области.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!
Список использованной литературы
http://egeigia.ru/all-gia/materialy-gia/
http://festival.1september.ru/articles/624207/
ttp://www.edu-eao.ru/index.php
http://veraland.ru/index.php/material/10-examen.html
egewin.ru - проект «ЕГЭ с лучшим учителем истории».