ЭОР НА УРОКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства: видеофрагменты, звукозаписи, презентации, анимации.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.
Для преподавания биологии и химии в школе имеются мультимедийные пособия с обширным учебным материалом по всем разделам курса биологии и химии, они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей, иллюстрирующих текстовый материал, обширный справочный материал, а также лабораторные практикумы, виртуальные эксперименты, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний. Работу с этими образовательными комплексами можно проводить на разных этапах урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к зачетам. При проведении электронных уроков большой интерес у обучающихся вызывает работа с интерактивными тренажерами, которая достаточно эффективна как на этапе закрепления, так и при проверке понимания изученного материала. Тренажеры позволяют организовать многократное повторение и способствуют более прочному запоминанию изученного материала.
Особое внимание заслуживает единая коллекция цифровых образовательных ресурсов интернет, разработанная в соответствии с материалом учебников. Она представляет большой выбор различного материала практически для каждого урока. Здесь можно найти видеофрагменты и анимации, позволяющие проследить, как происходит тот или иной биологический процесс, химический эксперимент в динамике.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:
урок-презентация;
виртуальный эксперимент;
урок-исследование;
электронный урок;
электронное тестирование;
организация индивидуального обучения.
Постараюсь кратко описать эти уроки:
Урок-презентация:
Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиа проектора, так и на отдельных компьютерах. Использование презентаций экономит время урока, позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.
Виртуальный эксперимент:
Одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету химии является демонстрационный химический эксперимент. Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу. Например, опыты с белым фосфором.
Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво - и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ. Мне очень нравится работать с электронным изданием «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», которое включает более 150 химических опытов, при этом имеется возможность моделировать химический эксперимент, молекулы органических и неорганических веществ. Работа может проходить во фронтальном и индивидуальном режиме - это зависит от оснащенности кабинета. Большая коллекция видеоэкспериментов находится, также, на сайте http://school-collection.edu.ru
Урок-исследование:
Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, подведения итогов.
Электронный урок:
Это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника, ресурсов Интернет или авторского продукта.
Электронное тестирование:
Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тесты могут проводиться в режиме on- line и в режиме off-line . Существует много тестирующих программ с готовыми тестами, но для повседневной работы они не всегда удобны, так как не учитывают специфику и уровень подготовки учащихся. Поэтому нужна программа конструктор тестов (оболочка тестов). Таких программ очень много. В своей работе я использую программы: My Test, Tester, Master test. Мне больше всего нравится My Test -это система программ, в которую входят программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов, причем программа My Test работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. Программа легка и удобна в использовании. Для on- line тестирования можно создавать тесты также при помощи форм Google.
Организация индивидуального обучения:
Это комплекс доступных электронных материалов по учебной программе, ресурсов Интернет, которыми можно воспользоваться в медиатеке учебного заведения или дома. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.
Использование ЭОР на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано. К ним необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Конечно, подготовка уроков с использованием современных ЭОР требует много времени для поиска, систематизации, оформления информации, и, безусловно, наличие оборудования (интерактивной доски, проектора, доступа в Интернет, компьютеров).
Подведем итоги:
Применение ЭОР на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные учащиеся быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Использование ИТ позволяет преподавателю экономить время урока, помогает обеспечивать глубину погружения в материал, осуществлять интегративный подход в обучении, повышает мотивацию обучения; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика, и, как итог, повышает успеваемость учащихся по предмету.
Используемая литература:
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.
Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. «Школа и компьютер». – М., 2004.
Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692