СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпические образы в музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с эпическими образами в музыке с помощью музыкального произведения НА. Римского-Корсакова "Сечь при Керженце"...

Просмотр содержимого документа
«Эпические образы в музыке»

Эпические образы

  1. Класс:7 класс.

  2. Тема урока: Эпические образы.

  3. Цель урока: познакомить с эпическими образами в музыке с помощью музыкального произведения Н.А. Римского –Корсакова «Сечь при Керженце»

  4. Задачи урока:

Образовательные: расширить знания о музыкальных образах; изучить свойства эпических образов в музыке, учить видеть отличия в музыкальных образах.

Развивающие: развивать у воспитанников интерес к музыке, умение слушать и анализировать музыкальное произведение, способствовать развитию музыкального слуха;

Воспитательные: воспитывать любовь и потребность общения к музыке, посредством музыки любви к Родине.

  1. Тип урока: изучение нового материала.

Результаты освоения содержания материала на уроке

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении

к музыке

Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями

Умение определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, и эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке

Овладение художественными умениями

в процессе продуктивной

музыкально-творческой деятельности

Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач

Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений

Сотрудничество в процессе решения музыкально-творческих задач

Анализ собственной учебной деятельности

Осмысление характера развития музыкального образа


  1. Необходимое техническое оборудование: компьютер, фонохрестоматия 7 класс.

  2. Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков «Сечь при Керженце».


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент: сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

Здравствуйте дети!

Ребята, сегодня на уроке мы вами познакомимся с еще одним музыкальным образом-эпическим.



Здравствуйте учитель!

Здравствуйте, здравствуйте ( садятся)

Здравствуйте, здравствуйте! (садятся)

2

Повторение и актуализация опорных знаний

Но для начала давайте вспомним с вами ранее изученные музыкальные образы. Назовите их. Давайте вспомним свойства этих образов и музыкальные произведения которые изображают эти образы. На доске карточки на которых написаны свойства и музыкальные произведения. Ваша задача разбить их на две категории. Относящиеся к лирическим и драматическим музыкальным образам.

Это лирические и драматические музыкальные образы.

Один ученик у доски выполняет задание, затем рассказывает.

3

Объяснение нового материала.

Ребята есть еще музыкальные образы - это эпические. Эпос ( с греческого –слово). В отличие от драмы и лирики это повествовательный род литературы.Эпическое произведение-это обычно поэма или былина рассказывающая о героических деяниях. Эпос-это прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах. Первую и простую схему разделения искусств связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место, время действия эпических героев напоминает реальную историю и географию( чем эпос отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных.

Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, образы природы, изображающей Родину в определенную историческую эпоху. Рассмотрим основные свойства эпоса:-героизм;

-единство героя со своим народом во имя которого он и совершает подвиги;

- оценочность ( герои эпоса либо хорошие либо плохие);

-историчность;







Записывают свойства в тетрадь.


Рассказ легенды о граде Китеже.

Я давала индивидуальное домашнее задание, подготовить и рассказать легенду о граде Китеже.



Итак, хоть русские и потерпели поражение, но город татарам захватить не удалось, т.к. он чудом опустился на дно озера.

Эта легенда так поразила Н.А. Римского-Корсакова, что он написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Ярким эпизодом оперы является симфоническая картина « Сеча при Керженце» ( разъяснение названия - битва на реке Керженец). В картине два враждебных образа (татары и русские).


Слушание легенды о граде Китеже.


Первичное прослушивание.

Сейчас мы прослушаем это произведение.


Слушают.


Беседа по музыкальному произведению.


Какая картина возникла у вас слушая произведение?

Что нам изображает музыка?

Какой характер музыки?

Какой темп произведении?


Какие звуки присутствуют на протяжении всей симфонической картины?


Симфоническая картина начинается темой набега, которая в своём развитии чередуется и сплетается с мотивом конницы. На этом фоне звучат основные темы: русской дружины и татар.



Картина битвы.

Взволнованный, напряженный

Быстрый.


Звуки конницы.







Второе прослушивание

Давайте прослушаем еще раз и попытаемся услышать темы татар и русских. (Учитель указывает на темы).

Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил?


Как вы определили?


Победили татары.



Потому, что тема русской дружины постепенно уходит, вытесняется темой татар.

4

Закрепление материала.

Ребята, мы с вами разобрали музыкальное произведение «Сеч при Керженце». Давайте посмотрим, присутствуют ли в нем эпические свойства записанные нами в начале урока?



Совершенно верно, так в чем же отличие эпоса от лирики и драмы?


Да, в этом произведении присутствует героизм русской дружины, которая встала на защиту русской земли.

Следующее - оценочность, есть и хорошие и плохие герои, в данном случае татары и русские.

Историчность в том, что это событие взято из истории.


На первом месте не герой с его проблемами, а история.

5

Итог урока.

Итак, что нового на уроке мы узнали?




Домашнее задание: нарисовать эпического героя.

Что такое эпические образы, их свойства и познакомились с музыкальным произведением Римского-Корсакова «Сечь при Керженице».

УМК

Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. Авторы В.В. Алеев (научный руководитель), Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак //Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд.,стереотип.-М. Дрофа, 2013.- С.100, С.160


Учебник:

Т.И. Науменко. Музыка 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 4-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2004

Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл.: учебник/Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014.- С. 164

Т.И. Науменко, Дневник музыкальных размышлений. 7 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006