Результаты освоения содержания материала на уроке |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке | Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями | Умение определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, и эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке |
Овладение художественными умениями в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности | Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач | Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений |
Сотрудничество в процессе решения музыкально-творческих задач | Анализ собственной учебной деятельности | Осмысление характера развития музыкального образа |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент: сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности | Здравствуйте дети! Ребята, сегодня на уроке мы вами познакомимся с еще одним музыкальным образом-эпическим. | Здравствуйте учитель! Здравствуйте, здравствуйте ( садятся) Здравствуйте, здравствуйте! (садятся) |
2 | Повторение и актуализация опорных знаний | Но для начала давайте вспомним с вами ранее изученные музыкальные образы. Назовите их. Давайте вспомним свойства этих образов и музыкальные произведения которые изображают эти образы. На доске карточки на которых написаны свойства и музыкальные произведения. Ваша задача разбить их на две категории. Относящиеся к лирическим и драматическим музыкальным образам. | Это лирические и драматические музыкальные образы. Один ученик у доски выполняет задание, затем рассказывает. |
3 | Объяснение нового материала. | Ребята есть еще музыкальные образы - это эпические. Эпос ( с греческого –слово). В отличие от драмы и лирики это повествовательный род литературы.Эпическое произведение-это обычно поэма или былина рассказывающая о героических деяниях. Эпос-это прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах. Первую и простую схему разделения искусств связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души. Место, время действия эпических героев напоминает реальную историю и географию( чем эпос отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных. Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, образы природы, изображающей Родину в определенную историческую эпоху. Рассмотрим основные свойства эпоса:-героизм; -единство героя со своим народом во имя которого он и совершает подвиги; - оценочность ( герои эпоса либо хорошие либо плохие); -историчность; | Записывают свойства в тетрадь. |
| Рассказ легенды о граде Китеже. | Я давала индивидуальное домашнее задание, подготовить и рассказать легенду о граде Китеже. Итак, хоть русские и потерпели поражение, но город татарам захватить не удалось, т.к. он чудом опустился на дно озера. Эта легенда так поразила Н.А. Римского-Корсакова, что он написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Ярким эпизодом оперы является симфоническая картина « Сеча при Керженце» ( разъяснение названия - битва на реке Керженец). В картине два враждебных образа (татары и русские). | Слушание легенды о граде Китеже. |
| Первичное прослушивание. | Сейчас мы прослушаем это произведение. | Слушают. |
| Беседа по музыкальному произведению. | Какая картина возникла у вас слушая произведение? Что нам изображает музыка? Какой характер музыки? Какой темп произведении? Какие звуки присутствуют на протяжении всей симфонической картины? Симфоническая картина начинается темой набега, которая в своём развитии чередуется и сплетается с мотивом конницы. На этом фоне звучат основные темы: русской дружины и татар. | Картина битвы. Взволнованный, напряженный Быстрый. Звуки конницы. |
| Второе прослушивание | Давайте прослушаем еще раз и попытаемся услышать темы татар и русских. (Учитель указывает на темы). Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил? Как вы определили? | Победили татары. Потому, что тема русской дружины постепенно уходит, вытесняется темой татар. |
4 | Закрепление материала. | Ребята, мы с вами разобрали музыкальное произведение «Сеч при Керженце». Давайте посмотрим, присутствуют ли в нем эпические свойства записанные нами в начале урока? Совершенно верно, так в чем же отличие эпоса от лирики и драмы? | Да, в этом произведении присутствует героизм русской дружины, которая встала на защиту русской земли. Следующее - оценочность, есть и хорошие и плохие герои, в данном случае татары и русские. Историчность в том, что это событие взято из истории. На первом месте не герой с его проблемами, а история. |
5 | Итог урока. | Итак, что нового на уроке мы узнали? Домашнее задание: нарисовать эпического героя. | Что такое эпические образы, их свойства и познакомились с музыкальным произведением Римского-Корсакова «Сечь при Керженице». |
Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. Авторы В.В. Алеев (научный руководитель), Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак //Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд.,стереотип.-М. Дрофа, 2013.- С.100, С.160
Т.И. Науменко. Музыка 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 4-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2004
Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл.: учебник/Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014.- С. 164
Т.И. Науменко, Дневник музыкальных размышлений. 7 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006