Урок комплексного применения знаний. Учебный практикум.
Сватова Ирина Ивановна учитель истории и обществознания
2021 г .
Куда ты скачешь, гордый конь?
Россию поднял на дыбы?
И где опустишь ты копыта?
Россия XVIII век. Эпоха Петра I.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
Цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.
Задачи:
1. Формировать умения: формулировать и анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения.
2. Работать с историческими документами.
3. Развивать критическое мышление.
Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
И.С.Аксаков
Высказывания о Петре Великом французских философов, литераторов, историков
ПЕРЭН : «Пётр учился просвещению у европейцев; по духу он был завоеватель и не знал отдыха. Он вывел Россию из варварского состояния и поставил в ряд с европейскими державами, сделав нравы русских более мягкими и цивилизованными».
ВОЛЬТЕР : «…именно такой царь и нужен был России».
МАРШАЛЬ: « важнейшие события в истории Руси называет «революциями» - к ним отнесены крещение Руси, приход к власти Романовых и петровские преобразования. Самого же императора автор называет самой великой фигурой русской истории, считая его при этом человеком жестоким и деспотичным».
ГРАФ де СЕГЮР : «человек великих дел» По мнению графа, это единственный в истории пример столь великих по замыслу начинаний, которые Пётр провёл «кровью и деньгами». Сегюр называл Петра деспотом и патриотом, человеком жестоким, но дело его необходимым, хотя и крайне болезненным для людей и страны».
Объект оценивания
Тезис проблемного характера
- публицистические тексты
- исторические документы
- Интернет, СМИ
- Видеоряд
- блоги пользователей Интернет
Объект оценивания
Устное выступление по аргументации подтверждения и опровержения проблемного тезиса.
Структура доказательства и аргументации
- Тезис – суждение, истинность или ложность которого мы намерены установить. Что?
- Аргументы – суждения, при помощи которых устанавливается истинность или ложность тезиса. При помощи чего?
- Демонстрация – связь между тезисом и аргументами. Как?
Правила формулировки тезиса
- Краткий и легко произносимый.
- Спорная мысль.
- Проблемный характер.
- Корректность.
- Общеупотребительные, понятные слова.
- Тезис должен выражать какую-либо точку зрения.
- Конкретность формулировки.
ха
- Аргументация – это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений.
- Доказательство – это совокупность приёмов, логическая процедура, целью которой является обоснование истинности или ложности какого-либо суждения.
Работа с документом Историки о Петре I
"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры".
(С.М. Соловьев)
Задание: на основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
« Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".
(И.С. Аксаков)
Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа
Отечеству, "Россию поднял на дыбы"".
(В.О. Ключевский)
Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
Критерии оценивания
Тезис:
Устное выступление (аргументация):
- сумел сравнить разные авторские позиции и сформулировать проблемный тезис;
- тезис выражает какую-либо точку зрения;
- тезис сформулирован кратко и корректно.
- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) к проблемному тезису;
- аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал ;
- логично, развернуто аргументировал свою позицию.
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С. Пушкин