СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпос как жанр литературы. Эпос разных народов России

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с эпосом как героической литературой

Просмотр содержимого документа
«Эпос как жанр литературы. Эпос разных народов России»

Эпос как героическое повествование о прошлом

Эпос как героическое повествование о прошлом

Что такое эпос? Эпос – (от. Греч.  ἔπος — « слово», «повествование», «стих»)Героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей

Что такое эпос?

Эпос – (от. Греч.  ἔπος — « слово», «повествование», «стих»)Героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей

  Эпос возник в эпоху разложения первобытно-общинного строя.  Развивался в условиях сохранения патриархальных отношений и представлений.

  Эпос возник в эпоху разложения первобытно-общинного строя.

Развивался в условиях сохранения патриархальных отношений и представлений.

 В классических формах  Эпоса  богатыри (вожди и воины) представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими «захватчикам», иноземным и иноверным угнетателям (например, турки и татары в славянском   эпосе ). «Эпическое время» здесь уже — не мифическая эпоха, а славное историческое прошлое на заре национальной истории. Древнейшие государственные политические образования (например, Микены — «Илиада», Киевское государство князя Владимира — былины, государство четырёх ойротов — «Джангар») выступают как национальная и социальная утопия.

В классических формах  Эпоса  богатыри (вожди и воины) представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими «захватчикам», иноземным и иноверным угнетателям (например, турки и татары в славянском   эпосе ).

«Эпическое время» здесь уже — не мифическая эпоха, а славное историческое прошлое на заре национальной истории.

Древнейшие государственные политические образования (например, Микены — «Илиада», Киевское государство князя Владимира — былины, государство четырёх ойротов — «Джангар») выступают как национальная и социальная утопия.

Изображение исторических реалий строится по определенным схемам; Эпический фон обычно составляет борьба двух народностей. В центре часто стоит военное событие — историческое (Троянская война в «Илиаде», битва на Курукшетре в «Махабхарате», на Косовом Поле — в сербских песнях)

Изображение исторических реалий строится по определенным схемам;

Эпический фон обычно составляет борьба двух народностей.

В центре часто стоит военное событие — историческое (Троянская война в «Илиаде», битва на Курукшетре в «Махабхарате», на Косовом Поле — в сербских песнях)

В  Эпосе  рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания.

В  Эпосе  рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания.

Основные черты эпоса 1) в центре повествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.); 2) форма повествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов; 3) образ героя – образ воина: победителя, героического человека; 4) обязательное наличие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги); 5) язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений; 6) автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).

Основные черты эпоса

1) в центре повествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.);

2) форма повествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов;

3) образ героя – образ воина: победителя, героического человека;

4) обязательное наличие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги);

5) язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений;

6) автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).

7 самых эпичных и масштабных эпосов народов России  Олонхо – якутский эпос В 2005 году Олонхо признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия, что говорит о мировой важности и ценности любимого искусства якутов.

7 самых эпичных и масштабных эпосов народов России 

  • Олонхо – якутский эпос

В 2005 году Олонхо признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия, что говорит о мировой важности и ценности любимого искусства якутов.

2. «Калевала» – карело-финский эпос . В отличие от других эпосов «Калевала» отличается хорошим юмором, что редко можно встретить в народных творчествах.

2. «Калевала» – карело-финский эпос

  • . В отличие от других эпосов «Калевала» отличается хорошим юмором, что редко можно встретить в народных творчествах.

3. «Джангар» – калмыкский эпос В «Джангаре» 12 песен, по числу основных героев поэмы. Каждый из них наделен какой-нибудь главной, только ему присущей чертой. 4. Нартский эпос Нартский эпос – монументальный эпос кавказских народов.

3. «Джангар» – калмыкский эпос

В «Джангаре» 12 песен, по числу основных героев поэмы. Каждый из них наделен какой-нибудь главной, только ему присущей чертой.

4. Нартский эпос

Нартский эпос – монументальный эпос кавказских народов.

5. «Шарвили» – лезгинский эпос Лезгинский народный героический эпос «Шарвили» – это крупномасштабное эпическое произведение, созданное творческим гением многих поколений народа. «Шарвили» – это история народа, рассказанная самим народом. 6. Нимнгакан – эвенкийский эпос   Нимнгакан – эпическое произведение в эвенкийском фольклоре, рассказывающее о подвигах эвенкийских богатырей и предках эвенкийского народа. 7. «Урал-батыр» – башкирский эпос «Урал-батыр» – башкирский эпос (кубаир) об одноименном герое-богатыре. «Урал-батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад.

5. «Шарвили» – лезгинский эпос

Лезгинский народный героический эпос «Шарвили» – это крупномасштабное эпическое произведение, созданное творческим гением многих поколений народа. «Шарвили» – это история народа, рассказанная самим народом.

6. Нимнгакан – эвенкийский эпос  

Нимнгакан – эпическое произведение в эвенкийском фольклоре, рассказывающее о подвигах эвенкийских богатырей и предках эвенкийского народа.

7. «Урал-батыр» – башкирский эпос

«Урал-батыр» – башкирский эпос (кубаир) об одноименном герое-богатыре. «Урал-батыр» вобрал в себя древнейшую мифологию, которая существовала много тысячелетий назад.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя