СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Если хочешь быть здоров – постарайся! »

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Если хочешь быть здоров – постарайся! »»

ПРОЕКТ


« Если хочешь быть здоров – постарайся! »



Тематика: «Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни»

Номинация: «Профи»

Проект находится в процессе реализации





Содержание

  • Пояснительная записка

  • Актуальность работы над проектом

  • Направленность проекта

  • Ключевые проблемы, на разрешение которых направлен проект

  • Ведущая идея проекта

  • Социальный эффект от реализации проекта

  • Цель проекта

  • Задачи проекта

  • Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Критерии оценки эффективности проекта

  • Направления и методы работы по реализации поставленных задач

  • Основные направления деятельности и формы работы

  • Методические рекомендации к проекту























Пояснительная записка.

В образовании сложилась ситуация, провоцирующая снижение уровня здоровья, появления хронических заболеваний у детей младшего школьного возраста. Процесс школьного обучения связан со значительными учебными перегрузками, которые приводят к неблагоприятным функциональным отклонениям здоровья школьников.

Большую часть времени ребенок проводит в школе. Школа понимает, что ответственность за укрепление здоровья лежит не только на самом ребенке. Это ответственность, которую разделяют все члены общества, выступающие за укрепление здоровья.

Формирование культуры здорового образа жизни должно быть направлено на то, чтобы научить детей ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие на себя ответственности за свое здоровье».

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового и безопасного образа жизни.

Актуальность работы над проектом

В условиях внедрения инновационных технологий особое значение приобретает организационное и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса с целью сохранения здоровья детей.

Направленность проекта

Проект ориентирован на создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья детей и пропаганды здорового образа жизни.

Ключевые проблемы, на разрешение которых направлен проект

Проект направлен на преодоление противоречий между постоянно увеличивающейся учебной нагрузкой и необходимостью сохранения  здоровья учащихся.

Ведущая идея проекта

Сохранение здоровья учащихся возможно при внедрении в учебно-воспитательный процесс школы здоровьесберегающих моделей поведения.

Социальный эффект от реализации проекта

  • Положительная динамика состояния здоровья учащихся.

  • Профилактическая работа с учащимися, формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек, формирование навыков здорового образа жизни.

Цель проекта:

Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы, формирование у них культуры здорового образа жизни.

Задачи проекта:

1.Поддерживать здоровье сберегающую инфраструктуру.

2.Рационально организовать учебную и внеучебную деятельность учащихся начальных классов.

3.Активизировать участие педагогов в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

4.Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

5.Разработка физкультурно-оздоровительных технологий, основанных на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующих укреплению здоровья, формированию мотивации к занятиям физической культурой у мальчиков и девочек.

 Ожидаемые результаты реализации проекта:

Реализация проекта приведет к повышению статуса здорового образа жизни  как учащихся, так и учителей. Представленная информация  о важности здоровьесбережения, использовании  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, мониторинг здоровья учащихся, физкультурная занятость учащихся позволит дать:

  • знание о ценности своего здоровья и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

  • знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

  • знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

  • отрицательную оценку неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

  • осознание важности соблюдения правил гигиены и здорового режима дня;

  • понимание необходимости подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.);

  • высокую мотивацию для сохранения правильной осанки;

  • улучшение состояния физического здоровья учащихся начальных классов и, в целом, снижение общей заболеваемости;

 Критерии оценки эффективности проекта:

Основные результаты реализации проекта по формированию культуры здорового образа жизни учащихся оцениваются комплексно:

  • через анкетирование родителей и детей;

  • готовность к здоровому образу жизни (психологическое проективное тестирование и анкетирование учащихся);

  • уровень здоровья учащихся;

  • снижение заболеваемости, повышение индекса здоровья;

  • формирование межличностных отношений на основе взаимопониманий и взаимоуважений личности.

Направления и методы работы по реализации поставленных задач.

  1. Поддерживать здоровьесберегающую инфраструктуру.

Соответствие состояния и содержания физкультурного зала :

  • санитарным и гигиеническим нормам;

  • нормам пожарной безопасности;

  • требованиям охраны здоровья и охраны труда учащихся ;

  • оснащённость физкультурного зала необходимым игровым и спортивным оборудованием , инвентарём.

  1. Рационально организовать учебную и внеучебную деятельность учащихся :

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;

  • использование методов и методик обучения,с учетом возрастных особенностей учащихся;

  • работа с детьми с ослабленным здоровьем;

  • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактической работы.

  1. Активизировать участие педагогов в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

  • использование здоровьесберегающей технологии в учебном процессе;

  • осуществление гендерного подхода в обучении и воспитании детей начального школьного возраста, как новую здоровьесберегающую технологию;

  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.


  1. Разнообразить виды работ по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

  • ведение паспортов Здоровья класса;

  • воспитание культуры здоровья (изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей);

  • занятия по развитию личности учащихся, (соревнования и конкурсы);

  • проведение дней здоровья, праздников и т. п.


  1. Разработать физкультурно-оздоровительные технологии, основанные на индивидуализации физических нагрузок и способствующие укреплению здоровья, формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом у мальчиков и девочек:

  • полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья;

  • рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно - двигательного характера для мальчиков и девочек;

  • организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организация работы спортивной секции и создание условий для ее эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно - оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад и т. п.).;

  • привлечение родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Основные направления деятельности и формы работы:

1. Учет состояния здоровья детей:

  • Анализ медицинских карт учащихся;

  • Определение групп здоровья;

  • Учет посещаемости занятий;

  • Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов

2. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических требований, согласно санитарным правилам и нормам;

  • Соответствие требованиям пожарной безопасности, охраны здоровья и охраны труда учащихся;

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму нагрузки учащихся на всех этапах обучения;

  • Функционирование медицинского кабинета;

  • Эффективная работа спортивного зала.

3. Организация учебной и внеучебной деятельности учащихся:

  • Проведение педагогических советов на тему повышения эффективности учебного процесса, оптимизации учебной нагрузки и нормирования домашней работы учащихся;

  • Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.

Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы:

– осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;

– регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.

– обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы:

  • Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секции);

  • Рациональная организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

  • Помощь учителям начальных классов в проведении динамических пауз и физкультминуток на уроках;

  • Динамический пауза (после 2 урока) для предупреждения преждевременного умственного утомления и профилактики нарушений зрения, осанки и возникновения застойных явлений в кровообращении и дыхании;

  • Проведение уроков физкультуры, прогулок на свежем воздухе;

  • Работа спортивных секций: футбол, шашки;

  • Классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

  • Гендерный подход в обучении и воспитании (обучение и воспитание мальчиков и девочек с учетом их психофизиологических особенностей);

  • Проведение Дней здоровья;

  • Организация физкультурно-оздоровительной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания.

5. Основные направления пропаганды здорового образа жизни

1.Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий:

  • спортивные праздники и соревнования

  • занятия в спортивной секции;

  • малые олимпийские игры;

  • классные часы, беседы,

  • коллективно-творческие дела по темам:

«Друзья и враги здоровья»,

«Вредные и полезные для здоровья привычки», и т п.

  • экскурсии, видеопутешествия , знакомство с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;

  • встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни , сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации, с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью (МЧС, пожарные), со спортсменами–любителями .

2. Тематические беседы, утренники, классные часы, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

3. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;

4. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через беседы, уроки чтения, окружающего мира и физической культуры.

Физическая культура – это овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.

6. Профилактика заболеваний учащихся:

  • Мониторинг уровня и состояния здоровья для выявления учащихся групп риска и прогноза заболеваемости.

  • Обеспечение постоянного контроля состояния спортивного зала, наличие аптечки, инструкций, журнала по технике безопасности.

  • Соблюдение гигиенических условий и факторов спортивного зала.

  • Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся;

  • Обеспечение надлежащих психолого-педагогических факторов (психологический климат в классах и группах, наличие эмоциональных разрядок, индивидуальный подход и др.)



Методические рекомендации к проекту

Мероприятия по сбережению здоровья и формированию культуры здорового образа жизни, просвещению и информированию детей проводится комплексно, рассчитаны на среднесрочную и долгосрочную перспективы и состоят из трех основных блоков:

1. Пропаганда здорового образа жизни

Целенаправленное распространение информации посредством формирования интереса у детей к занятиям физической культурой и соблюдение здорового образа жизни.

Пропагандируется здоровый образ жизни в неразрывной связи с реальным состоянием организации школьной среды, сферой физической культуры и системой спортивно-оздоровительной деятельности.

В массовые спортивные мероприятия вовлекаются дети и их родители, тем самым формируя семейные ценности.

2. Просветительская работа среди учащихся

В данном блоке проводятся информационные сообщения, направленные на борьбу с вредными привычками.

3. Организация информационно-исследовательских мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни в ученической среде:

  • проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, интервью);

  • разработка, адаптация и апробация методических материалов;

  • формирование информационных баз данных (дети «группы риска», технологии работы с ними.).

Все мероприятия, направлены на формирование установок здорового образа жизни у подрастающего поколения, искоренение вредных привычек; развитие физической культуры и создание у учащихся мотивации к личной ответственности за свое здоровье.

При реализации проекта может возникнуть риск - непонимание родителями значения использования здоровьесберегающих технологий. Это предполагает организацию комплексной разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и их родителей.

Опыт показывает, что при эффективной организации учебной и внеучебной деятельности у учащихся начальных классов наблюдается снижение роста нарушений дисциплины, повышается мотивация, заинтересованность детей в раскрытии собственного потенциала, желание быть здоровыми и физически сильными. Таким образом, для учащихся создаются условия на осознание ценности собственного здоровья.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!