Эссе «Чтобы учить, нужно учиться».
Л. Н. Толстой сказал однажды, что хорошему
учителю достаточно иметь только 2 качества –
большие знания и большое сердце.
Эти слова будут актуальны всегда.
Современный учитель. Учитель будущего?!? Какой он?!? Порядочный, умный, приветливый, внимательный, радостный, умеющий общаться с детьми и коллегами, вдумчивый, интеллигентный, уважающий незнание ученика, увлеченный человек…
Но, чтобы быть таким человеком, необходимо воспитать в себе постоянное стремление к развитию, самообразованию и пониманию того, что учиться можно и нужно всю жизнь. «Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника», сказал великий Фома Аквинский. Именно учитель – это профессия, которая обязывает стремиться к непрерывному самообразованию.
Самообразование – необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляет к учителю высокие требования. Чтобы учить других, нужно знать больше. И поэтому учитель постоянно учится ещё и потому, – что в лицах его учеников перед ним сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. В результате постоянной учебы, самообразования происходит профессиональное становление учителя. Итог этого процесса – профессиональное мастерство. Даже очень опытному учителю в современных условиях необходимо постоянно совершенствоваться, получать знания в области новых подходов к организации образовательного процесса, инновационных педагогических технологий, методических основ внедрения обновляемых образовательных стандартов общего образования, а также в сфере современных образовательных запросов ребенка и его семьи.
Современный учитель – это учитель, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; учитель, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной деятельности, которые с каждым годом все теснее связаны с идеей непрерывного образования.
Непрерывное образование педагога должно продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности. Оно складывается из: предметных курсов; работы в методических объединениях, творческих группах, педсоветах; проведения открытых уроков; самообразования; самоанализа деятельности.
Современная образовательная ситуация объективно требует от учителя осознания необходимости собственного профессионального и личностного развития. В связи с ростом интеллектуального потенциала общества, расширением сферы педагогического воздействия, к педагогу предъявляются требования интеллектуального самообогащения, самообразования, чтобы соответствовать требованиям времени. В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Источниками знаний являются: литература (методическая, научно-популярная и др.); телевидение; видео и аудио информация на различных носителях; интернет; видео и аудио информация на различных носителях; курсы, семинары, конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом; посещение предметных выставок.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личностном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования могут быть:
-
повышение качества преподавания предмета;
-
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
-
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
-
доклады, выступления;
-
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
-
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
-
создание комплектов педагогических разработок;
-
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда и везде. И мне нравится учиться.
Именно мои ученики заставляют меня быть таким учителем,
каким я являюсь на сегодняшний день. И я благодарна им за это. Ведь они меня многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их ошибкам, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменяюсь сама.
Я всё еще нахожусь в поиске своего педагогического пути и понимаю, что нужно многое сделать. Нужно ещё многое узнать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новые технологии, способные воздействовать на сознание воспитанников. Быть учителем – это не просто профессия, это призвание. На мой взгляд, образование даёт человеку не только профессию, но и уважение к самому себе. А ведь только уважающий себя человек может быть полезным обществу и снискать уважение окружающих. Как сказал известный философ Джим Рон, «формальное образование поможет Вам выжить, самообразование приведёт Вас к успеху».