«Я – учитель»
Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”. Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”. Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить. Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”. На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги. Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне. И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.
В этой притче очень правильно раскрыта роль учителя в жизни детей. Учитель по своей профессии созидатель, ибо творит он человека. Каким будет этот человек, что оставит после себя - таков и итог профессионального пути педагога. Учитель – это призвание. Призвание к тому, чтобы дать основу для жизни, доступно и качественно донести до каждого ребёнка те знания, без которых невозможно состояться как личности.
Как же так получилось, что я стала учителем, учителем иностранного языка… В детстве, когда папа вел меня в детский сад, мы играли в забавную игру «Попугай». Я повторяла за ним английские слова, а если ошибалась, то мы смеялись. Так, дорога до садика была быстрой и веселой. А в школе я серьезно увлеклась иностранными языками. В своих сочинениях я всегда писала, что хочу стать переводчиком или учителем немецкого языка. Когда пришло время выбирать – я выбрала педагогический вуз в г. Нижний Тагил. В институте я учила немецкий язык. И всем сердцем полюбила его. Единственное, что всегда меня обижало, — отношение к немецкому языку других людей. Многие считают его некрасивым, резким, жестким, кричащим. Кто-то думает, что выучить его невозможно из-за его сложной грамматики. Кому-то он откровенно «режет ухо» …И мне захотелось, чтобы люди поняли, насколько он красив и мелодичен, насколько искренне на нем можно выразить свои эмоции, насколько он распространен и сколько возможностей он может открыть!»
(Heinrich Heine)
Ein Fichtenbaum steht einsam
Im Norden auf kahler Höh’.
Ihn schläfert; mit weißer Decke
Umhüllen ihn Eis und Schnee.
Er träumt von einer Palme,
Die, fern im Morgenland,
Einsam und schweigend trauert
Auf brennender Felsenwand.
И вот после окончания в 2002 году Института я стала учителем немецкого языка. Мои первые уроки всегда были для меня очень волнительными, голос был неестественный. Но со временем волнение исчезло, пришла уверенность. И теперь, я чувствую на себе детские глаза, которые с интересом за мной наблюдают. Я поняла, что не ошиблась с выбором своего пути. Я чувствую себя нужной и счастливой, что могу доставить радость детям.
Я работаю учителем немецкого языка 17 лет, но с самого начала своей педагогической деятельности я хотела стать хорошим учителем и знала, что для этого нужно иметь не только отличные знания, но и добрую душу и чуткое сердце. Учителю приходится всю жизнь учиться самому, использовать в своей педагогической деятельности достижения науки и соответствовать современным стандартам. А школа – это место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания. А учитель должен «стоять не над ребёнком, а рядом», помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность ученика. Я стараюсь повышать свой уровень знаний, хочу быть для детей примером. Мой девиз: «Научившись сам - научи других». Педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Каждому учителю хочется, чтобы его ученик добился успеха.
Современный учитель тот, кто живет в ногу со временем. Мы живём в веке информационных и коммуникативных технологий. Поэтому я всегда должна активно внедрять их в учебный процесс. Современные пед. технологии такие, как обучение в сотрудничестве, смешанное обучение, проектная методика, использование новых ИКТ, видео- и аудиоматериалов и Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня знаний, склонностей и т.д. Практика показывает, что развитию мотивации учащихся к изучению немецкого языка помогает выполнение проектных заданий и участие в проекте, следствием чего является повышение интереса к исследовательской работе в процессе “добывания знаний” и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности. Мои ученики создали десятки компьтерных презентаций об истории, культуре и традициях Германии и России. Богатое содержание и великолепные иллюстрации делают их прекрасными наглядными пособиями, которые я теперь использую на своих уроках. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки участвуют в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-немецки, может прекрасно рисовать. И конечно, в обучении нельзя обойтись без применения игровых методов, иначе ученикам станет скучно и неинтересно на уроке. На своих уроках я использую игры, предложенные авторами УМК, так и игры взятые из своей копилки, такие как: «Ворота», «Продолжи слово», «Веселый попугай», «Снежный ком», «Пантомима» и так далее. Чтобы снять напряжение, переключить внимание детей, вызвать положительное эмоциональное настроение, использую элементы здоровьесберегающих технологий, таких как: Релаксация. Упражнения можно проводить как под спокойную, тихую музыку, так и под веселую, задорную. Обучаемые любят подвигаться во время физкультминутки. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка.
Итак, Современные методы и формы работы на уроке немецкого языка позволяют мне создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, проявить свою активность, своё творчество.
Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске, повышаю свою квалификацию и стремлюсь к высокому уровню профессиональной деятельности. В 2012 году совместно с учащимися заняли 1место в региональном конкурсе рекламных видеороликов «Изучаем иностранный язык», и была приглашена на Международный семинар-встречу педагогов Германии и Свердловской области, организованный ИРО.
В результате мне было предложено пройти курсы повышения квалификации в Германии. У меня возникла идея организовать международное сотрудничество детей Кировграда и Берлина. Тем самым я хотела повысить мотивацию изучения немецкого языка и показать детям, что немецкий язык – это не только уроки, но и средство международной коммуникации. Перед стажировкой в Германию мои ученики написали письма своим немецким сверстникам, которые по приезде были им вручены. Между ребятами завязалась переписка, некоторые из них вышли на общение по Интернету. Я очень этим горжусь и рада, что спустя 10 лет переписка некоторых детей (уже подростков) продолжается до сих пор.
Так какой же должен быть учитель современной школы?
Самое главное – учитель должен быть счастливым человеком. Ученики хорошо чувствуют своего учителя, они чувствуют, что их любят и желают им добра. Ещё учителю нужно быть искренним, уметь признать свои ошибки. Если мы научимся их признавать, то мы не будем требовать от своих детей безупречного поведения. Ну и самое важное качество- в сердце учителя должна быть любовь. Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к предмету и к детям. Без этого чувства жизнь становится утомительной, однообразной и безрадостной. Я – счастливый человек. У меня есть любимая семья. И любимая работа. Вокруг меня дети, и каждый из них - это интересный, увлекательный мир мыслей, переживаний, радостей и тревог. Мне хочется закончить своё рассуждение о роли учителя словами моих учеников: «Учитель должен быть таким, чтобы о нем всегда вспоминали и говорили добрыми словами, т.к. школьные годы в памяти остаются на всю жизнь»