МОУ «Атемарская СОШ»
Эссе
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм
организации учебного сотрудничества детей.
Автор: Орешкина Татьяна Владимировна
Учитель начальных классов
МОУ «Атемарская СОШ»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
2024
Время меняется очень быстро. Меняется общество, изменяются отношения между людьми, другим становится мир. Но роль учителя остается неизменной. От его профессиональной подготовки, внутренней и внешней культуры зависит степень любви к работе и детям, а также будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка.
Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».
Конечно же, я мечтаю о том, чтобы мои ученики были знающими, ответственными, творческими людьми. На сегодняшний момент очень важно осуществить овладение школьниками количеством знаний, а самое главное в том, чтобы они хотели учиться.
В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Психологами доказано, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих учащихся.
Групповую работу я начинаю организовывать с первого дня учёбы в школе. Ритуалы, умение совместно работать, элементарные навыки кооперации прививаются сначала на внеучебном материале, чтобы не нужно было учить одновременно двум труднейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сидеть за партой, чтобы легче было общаться с соседом, как с ним разговаривать (тихо, доброжелательно); правила совместной работы - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Обязательно даю образец сотрудничества, выделяя тот или иной момент взаимодействия. Внимательное наблюдение за работой детских групп и выделение наиболее удачных и наиболее конфликтных способов построения взаимодействия детей, которые работают наиболее слаженно, прошу продемонстрировать свой стиль работы классу, остальных детей прошу рассказать, что им больше всего понравилось в работе той или иной группы. Комментируя действия детей помогаю им выделять наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.
Чтобы сформировать группы подбираю тот или иной способ, который зависит от целей, поставленных в данный момент. Например, для того, чтобы научить учащихся работать вместе, использую подобранные мной группы, которые остаются без изменения несколько недель. Только тогда, когда учащимися будут усвоены основные навыки работы в группах, я ставлю перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми одноклассниками, даже если они и не нравятся друг другу.
Спор между детьми, является условием рождения первых познавательных вопросов к учителю, который предлагает различные способы для решения общей задачи. Но очень важно не превратить детский спор в склоку и взаимообвинения, нужно сделать этот спор содержательным, ребята должны уметь формулировать свою точку зрения, узнавать, как на это смотрят их партнеры, отыскивать разницу точек зрения, пытаться разрешать разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Я даю каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера.
Нужно позволить каждому ребёнку утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах. Они приобретают опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.
При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. Когда ученик наедине с каким- нибудь заданием, оно может оказаться ему и не под силу. А когда он в команде, когда чувствует интерес, дыхание, поток мыслей партрнёров, которые помогают ему уверенно двигаться вверх, тогда любая задача оказывается не такой уж страшной и неприступной. Неуверенность отступает! А интерес, подогреваемый соседями, служит отличным «топливом» для поездки за пониманием – путешествия, во время которого ученик находит себя. Групповая работа – это способ совместного решения проблем.
Я убедилась, что с первых же дней занятий все, даже самые тихие и несмелые дети, преодолевают страх высказаться публично, но сначала не индивидуально, а в составе детской группы. Так, к доске дети выходят вдвоём или даже вчетвером, становятся в кружок, совещаются и только после этого отвечают. Класс и я, в том числе, рассказываем группе, что было особенно хорошо в их ответе, оцениваем их умение оказывать помощь друг другу. Вся «критика» строится по формуле; «Что могло бы помочь этой хорошей группе стать еще лучше?» В классе, как и в любом человеческом сообществе, оправдывает себя идея основоположника гуманистической психологии К. Роджерса о том, что лишь человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ученика с учителем, и для содержательных дискуссий ребенка с одноклассниками.
За последние десятилетия были проведены сотни психологических и педагогических исследований. Результаты их говорят о высокой педагогической эффективности групповой работы. Доказывают, что в сотрудничестве обеспечивается высокий уровень результативности, повышается самооценка и коммуникативность обучающихся, в классе формируется доброжелательная обстановка. В группе каждый ученик проговаривает материал, формулирует свои мысли, тем самым развивается его речь. Партнеры контролируют ответы и предупреждают возникновение ошибок. В результате творческие способности обучающихся развиваются, появляется чувство удовлетворенности, для каждого ученика создается ситуация успеха.
Я считаю, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.
Какую бы педагогическую технологию мы ни применяли в учебном процессе, главное помнить, что учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Сохранить стремление ребенка к познанию и развитию помогает работа в группе, где каждый поможет, поддержит, научит.