Эссе на тему « Я – учитель!»
выполнила Григорьева Ирина Васильевна,
учитель математики МБОУ СОШ №8
г. Приморск Калининградской области
«Уча других, мы учимся сами».
Луций Анней Сенека
Я работаю учителем почти 20 лет. Много это или мало?
20 лет – продолжительный этап жизни со своими взлётами и падениями, радостями и бедами. 20 лет - и каждый раз, начиная урок, волнуюсь, как студентка-практикантка. Волнуюсь, что забуду сказать своим ученикам что-то главное, очень-очень важное, чего не написано в учебниках, чего нельзя выучить или выполнить по заданному алгоритму.
Работая учителем уже 20 лет, я задаю себе вопрос: «Если бы была возможность вернуться на пару-тройку десятков лет назад, шагнула бы я вновь на тропу учительства?»
Да! Потому что выбор был осознанный.
А по-другому, наверное, и не могло быть! Моя мама Чарушина Валентина Александровна, учитель начальных классов, более 40 лет проработала воспитателем в детском саду. Примером для меня была и мамина мама, моя бабушка Безденежных Агриппина Даниловна, которая долгие годы проработала учителем начальных классов в деревенской школе.
Школьные годы для меня самые драгоценные! Десять лет я была ученицей у таких Учителей с большой буквы как Родионова Людмила Иосифовна, Федерякина Вера Михайловна, Ситникова Элеонора Дмитриевна, Самусенко Зинаида Семёновна, Куклинская Людмила Васильевна, Щеколдина Алевтина Григорьевна. Это была целая плеяда наставников особой закалки, цвет и гордость средней школы №1 г. Светлого.
Образование, и среднее, и высшее, я получила в последнее пятнадцатилетие советской эпохи. Многие мои однокашники после окончания в 1991 году педагогического института, так и не пополнили ряды учителей перестроечного времени. Без лишнего пафоса заявляю: я очень рада, что со мной такого не случилось!
Выбрав профессию учителя и проработав некоторое время в школе, я поняла, что учитель не только даёт знания школьного предмета, но ему приходится быть и воспитателем, и психологом, и режиссёром. Уметь руководить и одновременно быть полноправным участником всего, что происходит в школе. Задача, конечно, сложная.
Очень быстро мною была усвоена ещё одна истина: невозможно ребёнка научить тому, в чём сам разбираешься с трудом, чего сам не умеешь делать. А отсюда у учителя возникает необходимость непрерывного самообразования во всех сферах жизнедеятельности человека. Конечно, невозможно быть компетентным во всём, но, на мой взгляд, нужно стараться разобраться в вопросах, проблемах, ситуациях, интересующих ребят. Ведь обучение и воспитание – это единый процесс!
Несомненно, учитель должен знать и уметь очень много, но только энциклопедические знания, вложенные в головы детей, по существу, бесполезны. Ценность представляют знания, воплощённые в умения и навыки, выражаясь современным языком, в универсальные учебные действия.
Мудрые слова русского классика Льва Николаевича Толстого очень точно подчёркивают стремления учителя: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, прочёл много книг, он - совершенный учитель».
2