ЭССЕ
учителя начальных классов МБОУ «Ливадийская СШ»
Анисимовой Ирины Александровны
«Я - учитель»
Учительство – не труд , а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать!
( В. Малков)
Учитель – лучшей профессии нет на свете! Работать учителем начальных классов в школе – самая удивительная, уникальная и почётная профессия. Учитель начальных классов должен уметь всё! Это самый творческий человек, настоящий волшебник, для своих воспитанников.
Около 30 лет назад я задумалась, как и тысячи выпускников школ, куда пойти учиться, какую профессию выбрать. Моя мама работала кладовщиком в детском саду, папа – слесарем на заводе, но они мечтали, чтобы их дочь занималась самым важным делом, по их мнению, - учила детей. Когда я была школьницей, то представляла в своих мечтах, как сижу за учительским столом, с вдохновением объясняю новую тему так, как будто сообщаю важную тайну своим ученикам, проверяю тетради, занимаюсь вместе с ребятами творчеством. Мечты имеют свойство сбываться, главное - приложить к этому огромное желание, трудолюбие и терпение. Мечта моих родителей и моя мечта осуществилась.
И вот я в школе, я - учитель начальных классов среди опытных педагогов и мудрых наставников. Многому пришлось научиться, многое пережить, но всегда чувствовалась поддержка коллег и детей. Были ошибки, трудности, но за 22 года своей работы я никогда не пожалела о выборе профессии. Да и как можно пожалеть, когда я для своих учеников вторая мама, значимый человек, высший авторитет. Школа – это моя жизнь, моя вторая семья, моё желание «расти» вверх и идти только вперёд.
Учитель начальных классов – это творец детских душ, талантливый человек, который любит детей по-настоящему. Он ищет к каждому ребенку свой ключик, закладывает основу его характера, воспитывает в нем нравственные качества, доброту, гуманные чувства, помогает ему стать хорошим человеком.
Каждый ребёнок для меня личность, и я с первого урока пытаюсь увидеть в нём индивидуальность. За годы учёбы стараюсь всесторонне развивать своих учеников, раскрывать их таланты, находить ту изюминку, которая присуща только каждому из них. В моих руках будущее каждого ребёнка. Мудрый учитель, как садовник, который взращивает и пестует хрупкие росточки добра и любви, правильно выбирает пути достижения высокой цели: нравственное воспитание в системе общечеловеческих ценностей; формирование исторического сознания; гражданское воспитание; формирование национального самосознания; приобщение к ценностям мировой культуры. В.А.Сухомлинский писал: «В школе должно быть всё направлено на то, чтобы обогатить духовный мир ребенка, сделать его человечным, гуманным, добрым». Успешность учебно-воспитательного процесса в нравственном воспитании школьников напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей, поэтому не забываю я и о родителях. Они вместе с детьми участвуют в утренниках, проектах, экскурсиях, походах, исследованиях, спортивных соревнованиях, собраниях и других классных и школьных мероприятиях.
Л.Н. Толстой писал: «Лучшая методика та, которой вы владеете». И чтобы учить других, нужно быть самому методически грамотным человеком. Профессия учителя всегда даёт возможность учиться, развиваться, самосовершенствоваться. В эпоху компьютерных технологий нельзя отставать, нужно идти в ногу со временем. С введением в школы федерального государственного образовательного стандарта я овладела проектной технологией с использованием ИКТ. Использование на уроках компьютерных технологий позволило мне открыть новые возможности в преподавании. В течение многих лет я всегда повышаю свою квалификацию, стараюсь быть разносторонним человеком и все свои знания донести до своих учеников.
Сегодня школа реализует государственный образовательный стандарт образования и воспитания молодого поколения с новым типом мышления, новым отношением к окружающему миру, способного решать общечеловеческие проблемы, основываясь на духовно-нравственных ценностях. Сложная задача образовательной системы России, сложнейшая для педагога! Передо мной стоит проблема воспитания человека, способного не только адаптироваться в реальной жизни, но и предвосхитить будущее нашего общества. Как педагог я должна не только защищать права ребенка, но и создавать такие условия, чтобы личность могла развиваться. Современная школа требует от учителя много: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.
Любому учителю не только нужно научить детей своему предмету, но и найти путь к сердцу каждого ученика, сделать так, чтобы ребёнку было интересно учиться и познавать мир, интересно жить в этом мире, каждому педагогу необходимо найти золотую середину между любовью к профессии и любовью к детям. Тысячу раз прав великий Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать,- он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Работая в школе, я пришла к убеждению: чтобы стать совершенным учителем, Мастером своего дела, надо не только отлично знать свой предмет, любить детей, но и стремиться идти в ногу со временем. Уважая старые традиции, не бояться нововведений, изучать новые технологии и методики в преподавании, постоянно учиться, совершенствоваться самому, творить, не останавливаясь на достигнутом.
Инициативность педагогов - необходимый источник саморазвития образовательной системы, профессионального роста самих педагогов. Я считаю, что каждый учитель должен проявлять инициативу. Ведь без инициативных учителей невозможно воспитать инициативных детей.
«Сделать трудное – привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным».
Эти слова стали девизом моей педагогической деятельности, потому что они очень точно отражают принципы современной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у обучащихся умение находить и применять информацию, а не просто заучивать ее.
В научном понимании функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать знания, умения и навыки для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности.
Для формирования функционально грамотной личности я использую технологию деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Даже самые робкие и неуверенные в себе ученики не боятся высказываться. А вот чье предположение верно – это решат сами дети в ходе разрешения проблемной ситуации. «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» - часто произносим хором на уроке эту пословицу, которая одних заставляет задуматься, работает ли он на уроке или отсиживается, а другим придает уверенность в том, что, если он и допустил ошибку на уроке, - это не страшно, гораздо страшнее бездействие. Этот незамысловатый прием помогает мне в формировании сознательного отношения детей к учебной деятельности. Я учу не бояться трудностей, а находить пути их преодоления.
Именно такие высокие требования предъявляются к профессии учителя, потому что миссия учителя заключается не только в обучении, но и в воспитании будущего гражданина.
«Миссия учителя» - звучит красиво, гордо, может быть, немного пафосно. Мне больше нравится слово «роль». Ведь учитель - немного актер, ему отведена роль наставника, воспитателя, проводника знаний. Учитель – это образец, которому подражают дети. Самое главное - это понимать ученика, принимать его таким, какой он есть. Миссия современного учителя – воспитать человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы раскрыть тайны своего предмета, увлечь его изучением, нежелающего побудить к познанию, но, в первую очередь, открыть в ребёнке то хорошее и ценное, о чём он даже сам и не догадывался.
Я – учитель и очень горжусь этим. Сейчас, осмысливая свой педагогический опыт, я с удовольствием замечаю, что мой труд был не напрасен: большинство моих воспитанников заняли достойное место в жизни, а самое главное – стали хорошими людьми.
И как бы не складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников - высшая награда для меня. И где бы я не была, всегда с гордостью говорю: « Я – учитель».
Размышления на эту тему вдохновили меня на написание следущего стихотворения, в котором я попыталась ещё раз сказать, как много для меня значит моя профессия.
Когда вхожу я к детям в класс,
Я вижу свет пытливых глаз.
Для них я - мама и учитель,
Пример в их жизни, вдохновитель.
Мне очень важно понимать,
Что я смогла им много дать
Того, что в жизни пригодится.
И будет всё у них отлично!
Пройдут года, и если кто-то
Немного вспомнит обо мне,
То значит, я не зря работаю,
Оставлю след я на Земле.
Анисимова И.А.
2