Эссе «Я учитель» на конкурс «Учитель года - 2021»
учителя начальных классов МОУ СОШ с. Ямское
Краснокутского района Саратовской области
Клочковой Надежды Валерьевны
Эссе «Я – учитель»
«Самое важное и трудное для человека всегда,
во всех обстоятельствах оставаться человеком.
Быть всегда человеком».
В.А.Сухомлинский
Учитель… Всего лишь семь букв, но сколько значимого и ценного за ними. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет ничего на нашем свете прекраснее, чем профессия-учитель. Учитель заменяет самого дорого человека - маму. Учитель…. В этом слове чувствуется гордость уважение и понимание. Учитель – лучше звания нет на свете. Работать учителем начальных классов в школе – самая удивительная , уникальная и почётная профессия. Учитель начальных классов умеет всё! Это самый творческий человек , настоящий волшебник. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания
Хочу поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности. В жизни каждого человека наступает осознанный момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрать. У нас есть свой путь, который мы выбираем и идём по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и не сожалеть о своем выборе.19 лет назад я выбрала для себя этот путь – стать учителем, и ни разу не усомнилась в правильности своего выбора. 17 лет проработала в группе продленного дня. А теперь 2 года я работаю учителем начальных классов. Что же повлияло на мой выбор? Основным ориентиром в этом выборе стал мой первый учитель начальных классов, Ларионова Татьяна Викторовна. Учитель с большой буквы, мастер своего дела. В ней всегда чувствовалось желание заинтересовать, зажечь, повести за собой. Хотя прошло немало лет, но уроки моей первой учительницы помню очень хорошо. Моя сельская школа. В ней началась моя юность и взрослая жизнь. Школа для меня – это островок доброты и света, к которому всегда хочется возвращаться. Она даёт мне нравственный ориентир на всю жизнь. Хочется искренне надеяться, что, уходя из её стен, мои ученики унесут с собой память о своих учителях так же как и я.
В нашей работе есть всё: радость и горечь, взлёты и падения, тепло детских глаз и свет улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: дневники, тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые и искренние люди - наши любимые дети. Наши звёздочки, которым мы помогаем загораться и освещать свой жизненный путь. Быть учителем, значит проживать вместе со своими учениками интересную, увлекательную жизнь. Вместе расти, узнавать что-то новое, заряжаться самой и заряжать своих учеников особой энергией творчества. Я могу быть полезной и интересной своим ученикам. Конечно, мне не удастся быть всегда рядом с ними, поэтому я должна научить их самостоятельно добывать знания, находить правильные решения в тех или иных жизненных ситуациях. Мне нравиться работать в современной школе именно потому, что на уроках никому не скучно. Дети желают общения, не боятся высказывать своего мнения. А, как известно, в споре рождается истина. У меня нет напряжения на уроках. Единственное, что обязательно должно быть – это дисциплина, так как она является показателем взаимоуважения между учителем и учениками. Дисциплина на добровольных началах, а не под давлением учителя будет на уроках всегда, если учитель справедливый, его уроки интересны и полезны, если он не злопамятен, умеет пользоваться безобидным юмором, всегда поддержит ученика в трудную минуту.
Профессия учителя всегда даёт возможность учиться, развиваться, самосовершенствоваться. В эпоху компьютерных технологий нельзя отставать , нужно идти в ногу со временем. С введением в школы федерального государственного образовательного стандарта я овладела проектной технологией с использованием ИКТ. Это позволило мне открыть новые необходимые возможности в преподавании .
Сейчас построить уроки интересными помогают разные педагогические технологии. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, коллективную, но использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого. Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Особенное внимание в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, применяю динамические паузы, физминутки, а также музыкальные и танцевальные паузы, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке. Большое внимание уделяю работе, которая способствует формированию у детей самостоятельности в учебном труде через игровые моменты, уроки- соревнования, уроки- интервью, уроки- презентации. В результате систематического использования игровых технологий заметно повысился темп работы на занятиях, возросла активность ребят. На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь, и анализировать результаты. Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя.Считаю, что учитель не должен останавливаться на тех знаниях, которые ему дали когда-то в учебном заведении, поэтому посещаю семинары, вебинары,открытые уроки своих коллег. Быть современным учителем, значит изучать педагогические новинки, двигаться в освоении профессии дальше, пробовать свои силы в разных педагогических конкурсах. Поднимать свою самооценку с каждой новой победой. Анализировать свои поражения и меняться в лучшую сторону, углубляя свои знания и оттачивая своё педагогическое мастерство.
Большое значение уделяю созданию ситуации успеха на уроках. Важно научить детей быть успешными, позитивными. Уметь ставить цели, находить пути и способы их выполнения. Ведь цель – это предвосхищение результата. И самое главное- я учу детей быть оптимистами в жизни.
Мой девиз «Не говори - не могу, говори – научусь».
Для меня быть учителем - значит испытывать огромное удовольствие от работы с детьми, быть счастливым от выполнения своей миссии.
Быть учителем - это призвание, быть хорошим учителем - это талант, быть хорошим учителем начальных классов – это талант вдвойне, потому что именно этот учитель остается в цепкой памяти маленького ребенка, как первый человек, встретившийся на его пути под названием «школа».Именно мои ученики заставляют меня быть таким учителем, каким я являюсь на сегодняшний день. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменяюсь сама. Учитель не всегда имеет поддержку родителей в своей работе. А это очень важно. Я убеждена, что усилия школы без поддержки семьи – это пустая трата времени. Особенно важно взаимодействие в начальных классах, так как авторитет родителей ещё на высоте.
Я люблю свою профессию и своих учеников. Моё педагогическое кредо: «Учить своих детей так, чтобы захотел учиться каждый. Увидеть себя в учениках и помочь им добиться того, к чему стремлюсь сама». Иногда меня спрашивают, почему мне нравится работать в школе? Думаю, что это то, что я умею делать хорошо. И потом, я вижу результат своей работы. А самое главное – горящие глаза детей, их радость от встречи с учителем. Все это дает желание ходить на работу, придумывать что-то новое, развиваться самой!
Я понимаю, что профессия учителя – это труд человека, прежде всего над самим собой: своим сознанием, своей волей, своими мыслями. И только научившись работать над собой, можно учить других, осознавая, что делаешь великое дело во имя будущего, ведь будущее – это дети. Чем больше я работаю, тем чаще приходит осознание того, что, все-таки, моя профессия – лучшая в мире!
Мне бы хотелось напомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным…»