СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я - учитель"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Я - учитель"»

Эссе «Я – учитель»


Что значит школа для меня? Я всем отвечу однозначно: «Жизнь школьная – моя судьба…

Моя судьба…и не иначе».


1 сентября 1991года. Маленькая девочка с белыми бантами вместе со своей мамой спешит в школу. Сейчас будет первый в ее жизни урок, и никто пока не знает, сколько еще будет таких волнительных первых осенних дней на ее пути. Она идет с мамой за руку и представляет, каким будет ее класс, как старательно она будет выводить буквы и учиться читать. Но самые главные переживания связаны с учителем. Каким он будет: улыбчивым или хмурым? Добрым или строгим? Эта девочка – это я. К сожалению, воспоминания о первой учительнице у меня остались не самые радужные. Да, она знала предметы на «отлично», могла ответить на вопросы учеников, была авторитетом среди родителей. Но чего-то не хватало в ее отношении к детям. Некой «искры», которая могла бы зажечь огонь в наших юных душах. Я училась в экспериментальном классе, единственном в школе, где изучение английского языка начиналось с 1 класса. И именно учитель английского оказалась тем огоньком, который светил нам, робким и несмышленым, зовя в школу даже в самые ненастные дни. Это была опытная учительница, энергичная и окрыленная своей работой. Конечно, тогда я не задумывалась, что же такого особенного она делает, а просто восхищалась тем, что она все знает: и то, что написано в учебниках, и что показывали вчера по телевизору, и как утешить и подбодрить, подобрать нужные слова, знает, чего мы от нее ждем. Секрет прост. Она жила и росла вместе с нами, обладая силой и стремлением никогда не останавливаться на достигнутом. Учитель и ученик растут вместе. Всегда ли? Этот вопрос я задала себе, переступив порог школы в один из волнительных первых дней осени в качестве учителя английского языка. Меня не покидало чувство, что я иду учиться, а не учить. И я оказалась права. Мне пришлось многому научиться у своих учеников. Современное общество часто сетует на то, что дети меняются и каждое новое поколение – это «уже не то…». А разве нужно быть «теми»? Люди действительно меняются под влиянием стремительно развивающегося мира, дети в первую очередь. Но это нормально! Страшно быть неизменным, остановиться, возомнить, что ты совершенен, и именно ты тот самый идеальный человек, на которого нужно всем равняться.

Я не боюсь учиться у своих учеников. Они с готовностью объяснят, как смонтировать видео и выложить фото в социальные сети, подскажут, как установить новое оборудование и настроить звук…Учиться у детей можно не только когда просишь у них помощи или совета. Нет. Мы обязаны научиться слушать тех, ради кого работаем. А.П.Чехов писал: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело». Артист всегда чувствует публику, знает, что ей нужно, что от него ждут. А искренняя любовь к своему делу никогда не позволит сложить руки и остановиться на достигнутом. Настоящий учитель – вечный ученик, потому что ему всегда мало. Чтобы научить детей учиться, учитель сам должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого существуют курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы. Но кроме этого педагог должен обладать широким кругозором, изучая не только учебную, но и научно-популярную, и художественную, и справочную литературу, а также хорошо владеть компьютером, идя в ногу с детьми. Очень важно критически относиться к собственным успехам и анализировать постигшие неудачи. Наконец, учитель должен быть хорошим психологом, чтобы найти нужный ключик к каждому ребенку и не ранить его душу, а, напротив, помочь обрести свое собственное «я». Но самое главное в работе учителя – любить детей, уважать их и быть справедливым. И тогда дети простят учителю и его строгость, и его недостатки, которые у всех нас есть.

Я считаю, что нельзя сравнивать нашу профессию с другими: все профессии важны  и значимы по-своему. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они могут ранить душу ребёнка на всю жизнь. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась, потому и иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Каждый раз, создавая  урок, учитель задает себе ряд вопросов: как пробудить и поддержать у детей интерес к изучаемому предмету, какой учебный материал подобрать для достижения поставленной цели, какие методы и средства обучения выбрать, как обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, создавая таким образом мотивацию для дальнейшего развития личности. Для реализации поставленных задач, на мой взгляд, наиболее актуальными являются принципы интерактивного обучения и деятельностного подхода. Учу детей думать, рассуждать, анализировать. Не секрет, что в одном классе учатся дети с разными способностями, памятью и мышлением. Но они все хотят, чтобы их выслушали и похвалили. Для создания ситуации успеха делю класс на группы, чтобы каждый ребенок мог внести свою лепту в общее дело. Групповые формы работы очень часто применяю на своих уроках  и на внеурочной деятельности. Вот здесь как раз и открывается широкий простор для общения детей между собой и учителем. Мы коллективно готовим плакаты, поделки, украшаем класс, при этом дети учатся договариваться между собой, распределять роли. Не могу сказать, что групповая деятельность сразу «пошла как по маслу», что и не удивительно. На организацию работы уходило много времени, дети не всегда приходили к нужному результату. Но отсутствие правильного решения – это тоже результат, потому что выявленные ошибки дают возможность тут же исправить их и прийти к нужному итогу. Кроме того, дети учатся анализировать причины того, почему они не справились с заданием или не успели выполнить его. Таким образом, они не только решают учебную задачу, но и учатся сотрудничать между собой и с учителем.

В  нашей работе есть всё: радость и горечь, взлёты и падения, тепло детских глаз и свет улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: дневники, тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые и искренние люди - наши любимые дети. С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями. У меня бурная жизнь благодаря моей профессии. Мне некогда скучать. Об учителях часто говорят «вечный второгодник», подразумевая, что каждый год и каждый день похож на предыдущий, будто мы стоим на месте. Какое огромное заблуждение! Именно мы первыми отражаем все изменения в обществе, принимаем их и работаем с ними. Видим, как меняются ценности и потребности, и, безусловно, меняемся сами. Я никогда не буду такой, как в начале своего педагогического пути, а в новом учебном году не буду такой, как сейчас.

Первое сентября 2020 года. Учительница собирается на работу. Приготовлена новая белая блузка, хотя, может быть и не белая, но обязательно новая, как и этап в жизни. Это не первый учебный год для педагога, но это не мешает ему быть волнительным, полным неизвестности, чего-то особенного, важного. Собирая чемоданы в путешествие в новый учебный год, есть то, что она непременно возьмет с собой. Она старательно укладывает все то, чему ее научили учителя и ученики, что читала на страницах учебников и слушала на вебинарах. Сверху аккуратно складывает весь свой опыт со всеми ошибками и неудачами, открытиями и победами. Обязательно кладет свои жизненные ценности и ориентиры, желания и стремления. А еще она берет как можно больше пустых чемоданов для новых знаний и нового опыта. Со всем этим багажом она входит в школу и начинает учить и учиться, расти вместе со своими учениками. Эта учительница – это я.







 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!