Эссе "Я - учитель".
По точному замечанию поэта М.Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни. Я сделала свой выбор, поступив в педагогический институт. Впереди меня ждала жизнь, полная напряжения, радости, тревог, бессонных ночей и счастья. Счастья постоянного движения вперед, творчества и открытий. Я стала учителем. Я – учитель.
Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель. В это понятие вложен глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание... «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…» - верно заметил Л.Н. Толстой.
Сколько б веков ни пролетало над Землёй, сколько ещё впереди, но всегда будут существовать учителя и ученики, ибо, только передавая опыт и знания новым поколениям, человек может достичь вершин цивилизации. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации её способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?
Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, тот, с которым можно поделиться всем.
Только личность может воспитать личность. В этом случае единственный выход, а стало быть, и моя миссия педагога — быть Личностью.
Сегодня учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности.
К тому же можно посмотреть на это с другой стороны: ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный педагог сможет взрастить конкурентоспособную личность.
Говоря о личностном потенциале педагога, о способах достижения профессионального успеха и самореализации, невольно задумываешься над вопросом: «Современный учитель… Кто он?»
Современный учитель… Кто он? Человек - профессионал, который живет своей профессией, достигая значительных успехов и получая прогнозируемый результат? Человек - гражданин, имеющий определенную правоспособность, наделенный правами, свободами и обремененный обязанностями? Человек – творец, который через творческую деятельность стремится найти себя, ядро своей личности, глубинную сущность?
Современному учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра. Современному учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки. «Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого», - размышлял Лев Николаевич Толстой. Быть современным учителем трудно, но возможно. Я современный учитель . И сложность моего учительского труда заключается в том, чтобы развивать в каждом своем ученике тягу к познанию, интерес к творчеству, поэтому сама нахожусь в поиске нового.
Оглядывая свой путь учителя русского языка и литературы, убедилась в том, что хорошая школа начинается с урока. Всё в школе начинается с него: то, что называется духом школы, общая культура и дружелюбие в отношениях учеников с учениками, учителей с родителями; от него зависит осуществление сотворчества, соучастия, соавторства, сочувствия, сотрудничества в учебном труде, от него готовность к действию и общественной активности, чувство долга и достоинства обучающих и обучающихся.
Чего же я жду от каждого урока? Хочу быть понятой моими учениками, хочу понимать каждого из них в нашей совместной работе, хочу успеха в деле. Хочу доброго взгляда, смеха, ребячьего юмора, открытости их и своей, ощущения взаимообогащения и в то же время хочу отдать всё, что для сегодняшнего дня накоплено, приготовлено, задумано.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая всё-таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат.
С особенной проницательностью ощущаю теперь в условиях перестройки всей нашей жизни, что учителю как никогда необходимо не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов, обеспечивать соавторство, сотрудничество с обучающимся.
Урок – результат педагогического творения. «Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться!» - таким должен быть лозунг учителя. С этими мыслями готовлюсь к уроку.
А что же на уроке? Прежде всего, пытаюсь заразить ребят собственной увлечённостью, любовью к творчеству. Свою задачу я вижу в том, чтобы пробудить в своих учениках познавательный интерес к предмету, развить в них жажду знаний и открытий. Но как же создать условия, способствующие формированию процесса личностного становления?
Я полагаю путём создания в классе атмосферы поиска. Как справедливо заметил в своё время великий русский поэт Василий Жуковский, «необходимо стараться сделать и предмет, и учение привлекательными, возбуждая любопытство, владея вниманием, питая воображение, говоря сердцу, - словом, сколько можно действуя на всего человека».
Какие бы принципы я не использовала, непременным этапом любого урока является беседа с учащимися, где учитель выступает в роли опытного лоцмана, который ведёт своих учеников, в тот порт, который называется истиной.
Педагогическое творчество отличается своеобразными особенностями, и одна из них, главная профессиональная – потребность учителя в отдаче своих душевных накоплений. Всё пригодится для создания урока: потрясение от кинофильма, захватывающая душу музыка, открытие для себя художника, вдруг ощутимая бездонность неба, крик ночной птицы, боль за чью-то судьбу.
Не с таких ли уроков где – то скрытно, в глубине души поднимается и растёт влюблённость в уроки.
Готовясь к уроку, задаю себе много вопросов: каким должен быть урок, всегда ли верны утверждения, какие ИКТ нужно применить, какой проблемный вопрос задать ребятам, как отправную точку развития их мысли? Вопросы, вопросы, вопросы…
Чему же я хочу научить своих учеников? Быть дружными, добрыми, умными, отзывчивыми. Уметь творить, видеть и ценить прекрасное, замечать новое…
Вновь и вновь открывать для себя мир,
В одном мгновенье - видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка.
В единой горсти – бесконечности,
И небо – в чашечке цветка.
Учитель должен учиться всю жизнь!
Считаю, что педагог, работающий творчески, стремящийся к постоянному самосовершенствованию, идущий в ногу со временем, воспринимающий ребёнка как личность и находящий огромное удовлетворение в своей работе и представляет профессионально - педагогически культурного современного педагога.
В заключение мне хотелось бы привести одно высказывание, которое в полной мере раскрывает мою педагогику: «Каждый человек выбирает свой жизненный путь с того момента, когда появились «маленькие крылышки», с помощью которых он пытается взлететь вверх, но они еще слишком малы, чтобы взлететь, и поэтому он бежит по земле, перебирая своими еще неокрепшими ножками в надежде почувствовать свободу полета. И куда приведут его эти ножки, если рядом не окажется того, кто будет учить его летать?» Будьте современным учителем! Учите летать! Уверенно "стоящим на крыле" падения не страшны.