СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я - учитель!"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Я - учитель!"»

К онкурсный материал на краевой этап

Всероссийского конкурса

«Учитель года России»

в номинации

«Лучший учитель»


КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Атанасова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 5

Курского муниципального района

Ставропольского края

Я - учитель

Армянское село в просторах Мать-России!

Я в школе, где растет то племя непосед,

Учитель - русовед, и житель Эдиссии-

Я зажигаю им высоких знаний свет

В далекой русской живописной степи на юге Ставропольского края есть уникальное село. Коренные жители этого уголка - армяне, впитавшие в себя культуру и традиции русского народа и сохранившие при этом свою самобытность. «Чем оно уникально?», спросите вы?

Территория этого «островка» сочетает в себе несколько культур и национальностей – русские и армяне, осетины и грузины, чеченцы и кабардинцы. Вместе мы – единая семья, единое целое. А духовной скрепой, безусловно, является великий, могучий русский язык, который не оттеняет своим колоритом национальный. А эта земля стала для меня страной детства, юности и зрелости. Именно здесь возник вопрос о выборе профессии. Кем стать? Каким представляется мне мое будущее? Думаю, что об этом я задумалась еще ребенком. С завистью смотрела на своих родных, которые интересно рассказывали о буднях школьной жизни. Для меня они стали эталоном порядочности, кристальной честности, любви к своему делу, к своей профессии, истинными наставниками. Благодаря их педагогическому мастерству, человеческому обаянию, учеба в школе доставляла мне одно удовольствие. Я твердо решила продолжить эстафету своей учительской династии, педагогический стаж которой составляет 250 лет. Для меня школа стала не просто «наша», а «моя школа», где я была когда – то ученицей, обыкновенной девчонкой, мечтающей по быстрее закончить обучение и встретить первый рассвет, предвещающий начало новой взрослой жизни. Но тогда возникает еще один вопрос: «Почему учителем русского языка и литературы?». Отправной точкой для меня стали книги. Помню, как в школьные годы  бегала  в сельскую библиотеку-храм знаний   за новой   книгой, и всякий раз находила что-то интересное. Мечтая ускорить момент встречи с героями произведений, торопилась попасть в таинственный мир, мир чего-то нового, загадочного.  Классика формировала мое мировоззрение.  И раздумий при выборе профессии уже не было – буду учителем - словесником.

Вскоре русский язык и литература стали для меня самовыражением. Уже в 7 классе я стала редактором школьной газеты, в старших классах - активным членом читательской конференции, участницей многочисленных конкурсных работ.

Человек как птица, улетая из своего гнезда, стремится вернуться обратно в родные пенаты. Так и я, завершив обучение в педагогическом институте, возвратилась в любимую школу, в этот небольшой мир, где переплелись национальные обычаи, традиции, идеи. Она стала основой для многих поколений талантливых, эрудированных, знающих свое дело людей, прославивших не только себя, но и своих учителей, село, район. Поэты Эдиссии воспевали и воспевают в своих лирических стихотворениях родную землю, красоту природы, историю армянского народа. В школьном музее бережно хранятся уникальные летописи, запечатлевшие судьбу нации. Мы, учителя гуманитарного цикла, активно используем весь этот богатый материал на уроках в качестве регионального компонента.

Будучи молодым специалистом, я поняла, что не просто работать в школе, где население говорит на нескольких языках одновременно. В семьях моих учеников почитается армянская поэзия, звучит национальная музыка.

Так, на заседании Совета по межнациональным отношениям В. В. Путин сказал: «Без любви к своему народу, без уважения к его традиции никакой любви к другим населяющим твою страну народам, никакого уважения к их традициям не получится». Передо мной стал вопрос преподавания русского языка в многонациональной школе. Приходилось искать пути решения успешного овладения детьми русского языка. Так, на заседании Совета по межнациональным отношениям В. В. Путин сказал: «Без любви к своему народу, без уважения к его традиции никакой любви к другим населяющим твою страну народам, никакого уважения к их традициям не получится». Обучая грамоте, я старалась показать красоту и богатство через национальный язык. Для этого на уроках мы сопоставляли звучание слов, находили в языках схожее значение, показывали соответствующие иллюстрации, обращались к этимологии слова, подбирали синонимы и антонимы. Ежедневно составляли небольшие диалоги по заданной ситуации. Опыт своей работы я собирала по крупицам. Сейчас, с введением новых образовательных стандартов, очень часто проднимается вопрос обучения детей-инофонов. Пройдя курсовую подготовку по данной проблеме, я иначе смотрю на работу в классах с полиэтнтческим составом в условиях многоязычия и поликультурности. В своей работе я использую методику учителей-новаторов, которые разработали циклы уроков по обучению русскому языку детей-инофонов. Стараюсь вовлекать их в активную учебную деятельность, используя разные формы и методы: задания разного уровня сложности, смысловое чтение, приемы артикуляции (выполняем упражнения по формированию произносительных навыков), работа над дикцией, интонацией, введение новых слов, выделение и объяснение орфограмм, орфоэпических и фонетических норм. А итог своей работы я вижу в уроках «Поэтического вдохновления», где мои ученики читают стихи поэтов Северного Кавказа, стихи своих земляков. При подготовке к ГИА стараюсь использовать различные виды чтения, работы над текстами разных жанров и стилей. Пишем рецензии, восстанавливаем деформированные тексты, создаем собственные. Именно такая возможность приводит меня к следующей мысли: у каждого ребенка должна быть «Карта индивидуального сопровождения учащегося».

В последние годы остро стала проблема речевой культуры современной молодежи, которая в данный момент является преимущественным носителем жаргона и делает его элементом поп-культуры как средство самовыражения.  

Но как же все-таки решить делему речевой грамотности? В. В. Путин на встрече с писателями с сожалением отметил, что уровень владения русским языком  среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна – некогда самая читающая в мире – уже не может претендовать на это почетное звание», - признал президент. Моя же задача как словесника - научить детей проникнуть в мир произведения, познать его тайны и загадки, сделать увлекательные открытия. Как бывает приятно видеть, что анализируя произведения, ребята загораются желанием говорить, делают   выводы, учатся мыслить. Как я добиваюсь этого? Очень просто.

Во-первых, моим помощником при изучении прозаических произведений является поэзия. Так, мною был разработан цикл уроков по русской литературе 19 - 20 века, которые я начинала чтения стихотворений наших местных поэтов. На вступительном занятии, посвящённом изучению рассказа Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» мы решали проблемный вопрос: «Почему для человека так важна память?». Этому предшествовал просмотр видеоряда фотографий из личного архива учащихся в сопровождении стихотворения Е. Давыдовой, поэтессы с. Эдиссия и родительницы моего класса.

Во-вторых, создаем совместные семейные проекты, которые позволяют прикоснуться к семейным ценностям, традициям через чтение произведений регионального компонента, не предусмотренных программой.

В-третьих, практикую мастерские творческого письма. Эта работа проводится после изучения лирики поэта. Учащимся уже знакомы размышления автора. Им дается возможность вместе с поэтом пережить один из важных моментов его жизни и создать свое произведение, созвучное с авторским.

В-четвертых, через интегрированные уроки литературы, касающиеся истории, музыки, мировой художественной культуры, биологии, предоставляю возможность воспитанникам самореализоваться, совершенствовать свое творчество.

Именно такая работа позволяет продуктивно готовить детей к итоговому сочинению, которое позволяет увидеть культурную и интеллектуальную степень развития выпускника, умение понять и раскрыть проблему, носит надпредметный характер.

Практика работы как учителя русского языка и литературы показала, что многоязычие в то же время положительно сказывается на развитии памяти, сообразительности, быстроте реакции, умении понимать и анализировать явления языка. Многие дети в нашей школе прекрасно владеют русским языком. поэтому у меня возникла идея создания временных творческих объединений учащихся разного возраста. Это не только одаренные дети, но и воспитанники с ограниченными возможностями. Все они учатся работать в коллективе. Так, первая группа занимается выпуском лингвистических бюллетеней «Культура речи». Вторая – готовит проектную работу «Достопримечательности моего села», где используется архивный материал школьного музея. Третья группа занимается созданием словаря «Диалектные слова села». С группой старшеклассников работаем над выпуском школьной газеты, где своим творчеством может поделиться каждый желающий: и учитель, и ученик, и родитель. В школе на протяжении нескольких лет функционирует литературная мастерская. Все это вовлекает детей в активную деятельность, заставляет работать творчески, формирует навыки актерского мастерства, принимали участие в «Брюсовских чтениях», где читались стихи армянских поэтов в переводе В. Я. Брюсова. Все выступления высоко оценены членами экспертной группы.

Работая, таким образом с каждым ребенком, независимо от его национальности, статуса, физических способностей я делаю все, чтобы он полюбил русский язык и литературу.

Меняются времена, меняются поколения, взгляды на жизнь. Роль современного учителя в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, становится более значимой и актуальной.

Какой же я представляю себе современную школу? По моему мнению, какая бы она ни была в будущем, в ней должны быть совершенно новые стимулы к получению знаний, гибкая система преподавания. Профессия учителя всегда была достойна уважения и почета. Я верю, что в школе будущего современные технические средства не заменят живого общения с учителем.

И вновь обращаюсь к своему прошлому. Был ли мой выбор случайным или осознанным? Спустя 18 лет точно могу сказать: «Да, это мое призвание, моя жизнь!» Почему я вспоминаю о своих учителях с благодарностью? Наверное, потому, что они открыли для меня мир познания, научили любить жизнь и верить людям, подарили мне те ценности, без которых нет Человека.