Эссе «Я – учитель»
Я знаю, что счастливое детство-это гарантия позитивного, оптимистичного восприятия всех перипетий будущей жизни, источник душевных сил. Именно воспоминания счастливых моментов детства имеют какую-то магическую силу, помогают пережить трудные испытания взрослой жизни. Это я испытала на себе не раз. Это не моё открытие: Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин и многие другие великие классики давно уже это сделали. Я не случайно начала разговор о роли детства в жизни человека. Впечатления, эмоции, испытанные в детские годы, не только помогают мне, взрослому человеку, пережить «минуты роковые», но и сыграли ключевую роль в моей судьбе. Кого-то из психологов читала, что нет ничего случайного в тех событиях, которые происходят с каждым из нас: эти события есть следствие наших поступков, мыслей и чувств в прошлом. Впрочем, ещё одно подтверждение сказанному выше. Было ли в моём прошлом что-то, ставшее следствием настоящего? Учителем я стала не сразу. Начинала работать на заводе вместе с папой, затем поработала продавцом, даже пыталась диспетчером. Если М. Горький менял профессии чаще вынужденно, я это делала потому, что всё время где-то в глубине души, на уровне интуиции, чувствовала, что это не «моё». Великий пролетарский писатель назвал свои мытарства по профессиям «уроками жизни», своими «университетами». Для меня смена мест работы стало «лакмусовой бумажкой». Моя «химическая активность» оказывалась недостаточной для пробуемых профессий. Нескромно проводить параллель с классиком, но я сравнивала не уровень таланта, а лишь способы нахождения истины. Что же стало триггером, как сейчас модно выражаться, особенно после одноимённого сериала, или, по-русски, «спусковым крючком»? (Помню, что иностранные слова необходимо сегодня употреблять только в случае, когда нет синонима на русском языке). Какое событие запустило во мне эмоциональную реакцию?
По логике моих рассуждений, я должна обратиться к детству. На первый взгляд, «крючочков» можно назвать много. Это и, правда, не исполнившееся желание моей мамы Валентины Григорьевны стать учительницей, и сестра Ирина, преподающая искусство восточного танца детям, и домашняя обстановка, напоминающая мини-школу: доска, мел, развивающие игры. Но, думаю, много аналогичных семей, в которой дети не обязательно выбирают профессию учителя?! Что-то было в моей жизни такое, что запустило во мне эту яркую эмоциональную реакцию? Что было своего рода, «солнечным ударом»? Кстати, в моём самом любимом произведении с одноимённым названием и моего же любимого писателя И.А.Бунина это показано сильно.
Пожалуй, самое яркое воспоминание, заставляющее меня каждый раз испытывать одно и то же, какое–то волшебное, неземное чувство, это воспоминание об одном из прохладных предосенних вечеров на берегу Волги (я родилась и выросла в Тольятти). На летние каникулы к нам обычно приезжала моя тетя Люда, тоже учительница начальных классов. Я относилась к ней, лучше всего подойдет в данном случае слово с пиететом, несмотря на мой малый возраст. Она была очень добрая, веселая, говорила на удивительно образном языке. В тот вечер мы вышли с ней прогуляться перед сном. Уже взошла луна, с Волги веяло свежестью. «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот; смотри: из-за дремлющих сосен как будто пожар восстаёт», - произнесла тётя. (Эти строки я тогда, конечно, не запомнила: картина запечатлелась). Меня поразило удивительное сходство вечернего пейзажа и такое точное его описание из уст тёти. Это было какое-то состояние единения природы и человека, поэтому несколько минут мы молчали, словно отрешившись от всего буднего. Помню, что я не поняла, при чём тут слово «капот», хотя слышала его много раз: сосед Сашка не давал мне проходу дразнилкой «Тётя Мотя в розовом капоте». Прошло несколько лет. Уже в старших классах я снова «вернулась» к тому осеннему вечеру. Это произошло при изучении творчества И.А.Бунина, его рассказа «Холодная осень». Я была поражена тем, как глубоко погрузила меня в восприятие художественного слова моя тётя. Встреча с самим произведением словно вернула меня в тот вечер, но я уже чувствовала себя не той девочкой, а этой безымянной героиней рассказа. А стихи, прочитанные в тот вечер моей тетей, оказалось, принадлежат А.А.Фету. И даже Сашкина дразнилка из стихотворения С.Есенина! Я знаю, что если бы не было того осеннего вечера, то не было бы у меня такого восприятия рассказа. Моё погружение в события, а, главное, испытанное состояние помогли мне, как учителю, понять, что только так можно прививать любовь ребёнка к слову, к чтению, к литературе.
Я хотела стать учителем литературы. Думаю, пока ещё не поздно. Хотя закладывать любовь к этому предмету надо начинать именно в начальной школе. И я стараюсь это делать, и один из приёмов, применяемых мною, подсказала мне жизнь в раннем детстве. Хорошо бы создать школьный театр! А пока небольшие инсценировки по изучаемым произведениям. Детям нравится.
Мне, наверное, повезло, что я не боялась искать себя в профессиях? Или учитель во мне родился в тот осенний вечер? Думаю, последнее.