Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
Эссе «Я – учитель»
в рамках конкурса «Учитель года - 2023»
Выполнила: учитель начальных классов МАОУ СОШ № 15
Сабирова Альфира Рафановна
п. Карпушиха
2023 год
Педагог – не звание, педагог – призвание.
Я, Сабирова Альфира Рафановна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 15. Мой педагогический стаж - 27 лет. Это целая жизнь, эпоха трудовой деятельности. Моя судьба в выборе профессии решилась сама собой, с детства я сама себе задала программу будущего учителя. У меня было много кукол, я их рассаживала на стулья, приносила доску из гаража и играла в «школу». Я была маленьким учителем, а куклы - послушными учениками. Помню, я с удовольствием ставила своим ученикам пятёрки красным карандашом. Моя мама всегда мне говорила: «Учись дочь, старайся, будешь хорошим учителем, как твои педагоги». Обучаясь в родной школе, я видела ежедневный кропотливый труд учителей, которые не только чётко, понятно объясняли учебный материал, но и держали дисциплину на высоком уровне. Мы в школе находились целый день, выполняли домашние задания, ходили в походы, ставили спектакли, постановки, пели пионерские песни, ездили в города и посёлки с номерами художественной самодеятельности – наша жизнь била фонтаном.
Окончив школу в 1992 году, я поступила в Нижнетагильский педагогический институт на факультет «Педагогика и методика начального образования» по специальности « Учитель начальных классов». Мне повезло в новом девичьем коллективе. Мы, студентки из разных городов и деревень Свердловской области, жили в общежитии «душу в душу». Девушки разные по темпераменту, статусу, возрасту были, как сёстры одной многодетной семьи: весёлые, увлеченные, трудолюбивые, творческие. Мы все шли к одной заветной цели – стать высокопрофессиональными дипломированными специалистами начального образования.
На 4 курсе института из-за нехватки педагогов меня пригласили работать в родную школу учителем 1 класса. Страх овладел мною, я была не готова приступить к педагогической и воспитательной деятельности. На мои хрупкие плечи лёг груз ответственности за судьбу маленьких ребятишек. Помню, как трепетала моя душа, и сердце билось от волнения. Я благодарна родному коллективу за доверие, поддержку и помощь в начале трудовой деятельности. Моим педагогом - наставником, кумиром был замечательный человек, «Педагог» с большой буквы, воспитатель, мастер учительского труда, творец, новатор, психолог, организатор – Блинова Ирина Георгиевна. Она зажгла в моём сердце огонь начинающего педагога добрыми советами, ценными предложениями, передачей богатого педагогического опыта. А какой был родительский состав! Папы и мамы приходили вместе на родительские собрания. Они были заботливые, внимательные, любящие, требовательные, идущие в ногу с молодым педагогом. Мы вместе решали учебные и воспитательные проблемы, консультировали другу друга по поводу организации детского досуга, готовили совместные праздники. Низкий им поклон за сотрудничество!
Так началась моя трудовая деятельность. Более двух десятков лет веду все учебные предметы начальной школы: математику, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыку, технологию, изо и внеурочную деятельность. На протяжении всей педагогической жизни являюсь классным руководителем.
Какую роль играет школа в моей жизни? Школа для меня родной уютный дом с серьёзными уроками, шумными переменами, детским гомоном, весёлым смехом. Перешагивая через порог школы, забываю о личных проблемах. Ежедневно встречаю милые детские лица родных ребят, которые желают здоровья, улыбаются, делятся своими новостями и трудностями в выполнении домашних заданий. Они говорят о проблемах и счастливых моментах, и я стараюсь выслушать каждого, помочь им, как подобает близкому родному человеку.
За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании. Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. В своей профессиональной деятельности ориентируюсь на личностные характеристики выпускника в соответствии с требованиями стандарта:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Каким должен быть современный ученик? Сегодня миру не нужны люди с готовым багажом знаний, которые не знают, где и как применить. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать и применять их в жизни. Быть мобильными и коммуникабельными, способными адаптироваться к любым жизненным ситуациям. И основы всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель.
В чём заключается учительская задача? Моя задача - организовать и создать условия для раскрытия способностей ребенка с учётом его интересов. Развитие индивидуальных возможностей через разные виды деятельности: познавательную, творческую, трудовую, ценностно-ориентированную, исследовательскую. Необходимо учить ребёнка учиться, чтобы он не просто действовал, а ставил перед собой цели, умел контролировать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности.
Работа и общение с детьми даёт мне положительную энергию, тепло детских сердец. Благодаря моим звездочкам, я остаюсь молодой, озорной, креативной, позитивной. Вместе с ребятами нового поколения я учусь современным технологиям, подходам, методам и приёмам работы. Особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения: технология развивающего обучения; технология проблемного обучения; технология коллективного взаимодействия; информационно-коммуникационные технологии; технология уровневой дифференциации; игровая технология, проектная технология. Широко применяю в работе проблемный метод, метод диалога, метод сотрудничества, тренинг, поисковый метод.
Я развиваюсь творчески и духовно. Целеустремленность, упорство, способность к самосовершенствованию – обязательные качества педагога. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем. Надо работать, творить, не жалея себя и своих сил, надо быть интересной!
Надо соответствовать требованиям профессионального стандарта и ФГОС. Учитель никогда не стареет, а с годами становится мудрее. Разносторонне богатым и развитым во всех отношениях должен быть современный учитель. Несмотря на возраст, а я его порой не замечаю, современный учитель – творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно богатая личность. Это человек, любящий свою работу и понимающий детей и их родителей.
По моему мнению, учитель должен создать такое пространство, в котором должно быть комфортно и ему и детям. Для создания такой образовательной среды мне помогают принципы, необходимые в работе современного учителя: во – первых, уважать своих учеников, во – вторых, помогать и вселять в ребенка чувство уверенности в себе, в – третьих, поддерживать учеников в их делах и начинаниях, находить лучшее в детях и постараться развить, в – четвёртых, дарить знания, свет, добро своим ученикам непринужденно. Также необходимо тесное «доброе» сотрудничество с родителями, коллегами, учениками в процессе образования и воспитания. Только общими совместными усилиями можно создать благоприятную образовательную среду и будущее каждого воспитанника. То, что мы сеем в детях, вырастет с ними в виде полезного сочного «фрукта» на благо нашей Родины.
Работая в школе много лет, столкнулась с проблемой нехватки молодых специалистов в сельской школе. Многие педагоги нашей школы - стажисты, учителя пенсионного возраста, ни сегодня, завтра они покинут свой «пост», молодых педагогов очень мало. Не идут выпускники вузов в школы. Молодые учителя боятся первоначальных трудностей, ответственности, времени, затраченного на подготовку к урокам, внеклассной работе, проектам. Так и есть, школа – это все: и семья, и дети, и мысли. Утром, днем, вечером – школа, а ночью – сны о школе. В выходные - подготовка к проектам, внеклассным мероприятиям, конкурсам, олимпиадам. Только большая глубокая любовь к педагогической работе оставляет самых преданных, выносливых, терпеливых молодых людей и девушек в профессии учителя. Путь решения этой проблемы вижу в следующем: каждому молодому специалисту должно выделяться жильё, должен быть оборудован кабинет современными техническими средствами и закреплен педагог – наставник, которому должна начисляться ежемесячная выплата к окладу.
Быть учителем – это осознание огромной ответственности перед государством, родителями, а прежде всего, перед ребёнком. Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя. В течение трудовой деятельности я пробовала себя в роли штукатура-маляра на комбинате, санитарки в больнице, воспитателя социального приюта, руководителя театрального кружка. Решение одно: школа- это мой путь, моя жизнь, моя семья. Еще много лет я буду верной и преданной выбранной профессии и любимому делу.