Я – учитель.
Я - учитель? Я – учитель! Это моя профессия. Это осознанная широкая дорога, по которой я буду идти всю жизнь, с которой уже не свернуть! Точнее сказать, это мой путь! У каждого человека есть свой путь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своём выборе.
Когда же я начала шагать по своему пути? Быть может, началом был тот день, когда меня совсем маленькой девочкой привели в школу. Столько лет прошло, а в памяти свежи воспоминания о праздничной школьной линейке, о первом уроке. Помню аромат цветов, краски осеннего дня и особенные, как казалось мне в детстве, запахи Мильковской второй школы. Первая учительница осталась навсегда в моем сердце. Удивительно, но я совсем не испытывала страха или волнения. Мне справедливо казалось, что школа – это дом, в котором детей ждут и любят.
А может, путь к профессии начался, когда первый раз ученицей второго класса я переступила порог школы в селе Долиновка? Коллектив этой маленькой школы, на мой взгляд, характеризуют слова Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Профессионализм, теплота и материнская забота о каждом ученике – особенность педагогического процесса Долиновской школы. Не могу подобрать другого слова, столь верно отражающего суть этого маленького школьного коллектива, - семья! Это сейчас я знаю взрослые слова «педагогический процесс, материнская забота», а тогда я чувствовала, что меня любят, мною гордятся. «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?- с тревогой спрашивает известный российский педагог и психолог, академик Шалва Амонашвили. Я счастлива, что мои замечательные учителя не погасили солнечное восприятие жизни. В выпускном классе мои глаза по-прежнему светились, а дорога к знаниям оказалась счастливой. Добрые и справедливые учителя стояли у истоков моего профессионального пути. Эти люди – волшебники, знающие, мудрые, чуткие, любящие. До сих пор бесконечно ценю их отношение к себе.
Пришло время выбора. Без доли сомнения я выбрала Камчатский педагогический колледж, а впоследствии Камчатский педагогический университет имени Витуса Беринга. Из маленькой щупленькой девочки Любочки выросла Любовь Сергеевна, учитель начальных классов.
Очевидно, что на вопрос «Почему я учитель?» нельзя ответить однозначно. Школа – это моя жизнь, которая ни секунды не стоит на месте, стремительно закручивает в водоворот событий. Здесь все бурлит, кипит, вертится – если, конечно, приложить определенные усилия. Горящие глаза учеников, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки, сосредоточенные взгляды. Хочется всё это видеть и слышать всегда. Я люблю жизнь, наслаждаюсь своей работой. «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью», - на мой взгляд, точное утверждение И.Канта. В моём, еще небольшом, профессиональном опыте бывают различные ситуации, эмоции, чувства: радость, гордость за достижения моих учеников; боль, огорчение в результате каких-то неудач, - но никогда я не испытываю скуки и пустоты. В школе некогда скучать! Работать трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому, самообразовываться. Применяю инновационные технологии, организуя учебный процесс по теме самообразования «Освоение ИКТ технологии в учебной деятельности как средства формирования самостоятельности у учащихся»,
Мудрено и сухо звучит, но на деле этот процесс очень захватывающий. В настоящее время используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Учитель должен идти в ногу со временем: применять в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Я дополнительно освоила профессию учителя информатики, и, конечно, расцениваю это как удачу. Очень ценной оказалась возможность участия в обучающих семинарах: «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения как средство реализации ФГОС НОО», «Организация компьютерного тестирования учащихся с помощью системы голосования Votum». Это очень интересный, увлекательный и увлекающий процесс. И, безусловно, в образовательном процессе в свете требований ФГОС немыслима деятельность учителя без привлечения информационных технологий. Но как бы ни была школа «напичкана» электроникой, никто никогда не заменит учителя, образованного, человечного, думающего и заставляющего думать других. Я прочитала высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого», - и с удивлением обнаружила, что в этих словах суть образования и воспитания по ФГОС.
Время стремительно несется вперед. Я с сожалением наблюдаю, как в обществе порой обесцениваются нравственные понятия: добро, гуманизм, честность и честь, красота души. Профессия учителя, на мой взгляд, уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своём развитии всё человечество. И тот, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, сам должен обладать нравственными принципами. «Не навреди» - заповедь не только врача, но и педагога. Нельзя сравнить нашу профессию с другими: сбежит на плиту молоко у повара -можно вскипятить новую порцию; рабочий неправильно выточит деталь -можно свериться с чертежами и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить.
Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребенка. И в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем.
А должен ли учитель быть добрым? Существует суждение, что излишняя доброжелательность портит детей: они утрачивают всякую сдержанность, за доброту платят непослушанием и не боятся наказаний. Я не согласна с таким мнением и считаю, что учитель должен быть добрым, и дети будут отвечать ему тем же. Именно тогда каждый урок, каждая встреча учителя и учащихся превратится в праздник.
А еще я твердо знаю, что детей нужно любить. У меня сейчас третий класс, мои родные и забавные «третьеклашки». Шаловливые и серьезные, шумные и вдруг притихшие. Совсем недавно принимали участие в дистанционных конкурсах всероссийского и международного значения: «Мега талант», «Мир олимпиад», «Китендо», «Videouroki», «Intolimp», «Меташкола». Прыгали от радости, когда оказалось, что в некоторых конкурсах стали победителями и призерами. Я их очень люблю. Мне важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут дома. Любить всех учеников, быть внимательным к каждому ребёнку, суметь поддержать его в трудную минуту — всё это возможно только по зову сердца, движению души. В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Любить детей - значит, понимать, что они не запрограммированные существа, а личности со своими характерами, темпераментом, привычками. Понимать, что нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что ребёнок — личность. Понимать, что не только я, педагог, учу ребёнка, но и он, мой ученик, несмотря на свой малый жизненный опыт, помогает мне постичь жизнь. Получается, что мы учимся одновременно. Этот процесс трудный, но именно своими трудностями доставляющий истинное наслаждение. «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть», - высказывание Януша Корчака, педагога, педиатра, запало мне в душу на всю жизнь. Это мое профессиональное кредо. Я становлюсь на цыпочки, я тянусь. В этом вижу свое предназначение. Мне кажется, что и дети меня любят. Разве это не радость? А может, это частичка счастья?
Я не просто учитель, я первая учительница, которая входит в жизнь ребенка. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Осознание того, что в воспитании и обучении детей большую роль играют родители, заставило меня организовать работу так, чтобы мы были с родителями в постоянном контакте. Это очень деликатная работа. Родители –взрослые люди, состоявшиеся личности, которые имеют свой жизненный опыт, поэтому стараюсь владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, держу одновременно партнерскую и педагогическую позицию. Очень важно не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители. Я преподаю в Долиновской средней школе. Ответственность быть учителем в родном селе на порядок выше, чем просто быть учителем. Наша школа сохранила свои традиции и нравы: все так же в чести профессионализм и человеческая совесть, все так же с обожанием и требовательностью относятся к ученикам, все так же школа дорожит своей репутацией. А сколько длится рабочий день наших учителей? Не ошибусь, если скажу, что эта работа круглосуточная. Она продолжается и во время обеда, и во время совещаний, и во время прогулки, и по дороге на работу или домой. Даже во сне учителей посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается рабочий день.
Горжусь, что работаю в своей школе. Сегодня хочу сказать слова величайшей благодарности и нежности учителям, которые привили мне любовь к профессии и позволили встать рядом.
В начале размышления мне казалось, что учитель – это профессия. Ведь мы работаем, получаем заработную плату, которой бываем и довольны, и недовольны. Все верно, но, пожалуй, это не совсем так. Разве мы работаем? Мы живем работой! И поэтому, бесспорно: учитель - это не профессия, это - образ жизни.
И еще. «Я – учитель!» - написала я с восклицательным знаком. Написала потому, что эмоции и чувства меня переполняют. Счастье, радость, сопереживание, волнение, гордость, разочарование, тревогу, восхищение испытываю я в работе. Но могу ли утверждать, что я уже состоялась, что «я - учитель!»? Нет! Путь мой только начинается. Впереди много нового и неизведанного. Ступени мастерства заставят меня шагать и шагать вверх. Поэтому сегодня я могу сказать, что я – учитель… И впереди у меня долгий и интересный путь.