СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я - учитель"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсное задание – эссе «Я – учитель».

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Я - учитель"»

Конкурсное задание – эссе «Я – учитель».

Все профессии от людей и только три от Бога:

учитель, судья и врач.

Сократ

«Я – учитель! Я – учитель?..». Два предложения, почти одинаковых, слово в слово. Но понимаем – они очень разные. Что же делает их не похожими? Ответ простой – «говорящие» знаки препинания в конце предложения: восклицательный и вопросительный. Какое предложение сегодня для меня важнее? Конечно, хочется уверенно, радостно и с гордостью произнести первое, но вспоминаются слова В. И .Даля: «Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет». Кто из них может использовать в своей речи первое предложение? По-моему, великий, выдающийся, даже хороший. Мне хочется верить в то, что я на этом учительском пути восхождения тоже занимаю какое-то своё место. Не осмелюсь пока сказать: «Я – учитель!», поэтому «Я – учитель?». Вопрос требует ответа. Для начала загляну в толковый словарь, первое, что читаю: «лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в средней школе». По-деловому, научно. Всё правильно.

Я успешно окончила Коми государственный педагогический институт по специальности математика. В дипломе имеется запись «учитель математики и физики». Поэтому преподаю физику, информатику. (Могу и математику). Эти дисциплины очень тесно связаны и постоянно переплетаются друг с другом. Первый свой педагогический опыт набирала в своей родной школе, проходя педпрактику. Было непросто, но о работе остались прекрасные воспоминания. Здесь я научилась ценить труд учителя, поняла всю важность преподаваемых предметов, и видела себя в будущем только учителем. После окончания института несколько лет работала в школе: вела уроки физики. В молодости мы думаем, что весь мир принадлежит только нам и если что-то нам не нравится, принимаем это в штыки. Я ушла из школы и работала не по специальности. Но очень скоро поняла, что совершила большую глупость: я скучала по своим ученикам, урокам, общению и т.д. И спустя пять лет я вернулась в образование: начала работать в Сыктывкарском целлюлозно-бумажном техникуме. Казалось, работаю преподавателем, но чувствовала дискомфорт, что-то не то. Дальнейшие обстоятельства сложились так, что мы с сыном переехали в посёлок Вухтым Прилузского района. Работать учителем физики и информатики в небольшой школе мне очень понравилось. Дружный педагогический коллектив, доброжелательная администрация школы, любознательные учащиеся, кабинеты физики и информатики – всё это стало основой для моей успешной профессиональной деятельности.

Почему мой выбор пал на физику и информатику? Вроде бы не женское это дело быть учителем таких серьёзных, точных наук…Физиком и Информатиком принято видеть почему-то мужчину, ведь ему ближе статистическое электричество, законы тяготения. Но только плохо знающий физику и информатику может так думать. Это самые таинственные, загадочные, интересные предметы в школьном расписании! Разве мало романтизма, живописности, поэтичности в картинах под названиями «Гремят раскаты молодые», «И молнии во мраке блещут», «Вот пробилась из-за тучи синей молнии струя», «Гром гремит, гремит, гремит. Стрелка молнии блестит»?! Поэты-романтики, авторы этих строчек, были очарованы грозными природными явлениями, которые изучает точная наука физика. Физика нам близка тем, что непонятное она делает понятным, неземное – земным. Знания, полученные на уроках физики, применимы в жизни, они обеспечивают жизненное благополучие и успешность человека. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой непонятной ситуации. Физическое образование ценно еще и тем, что оно помогает осознать место человека в мире, как неотъемлемой части природы, без которой невозможно его существование.

Всё это говорит о том, что мой выбор профессии учителя физики и информатики был неслучайным. Я с детства была любопытной, любознательной, практичной, замечала всё, что творилось вокруг. Искала ответы на вопросы «Почему?». Многие ответы находила, изучая в школе физику. С первого года изучения физика стала моим любимым предметом в школьном расписании, я с нетерпением ждала следующего урока, потому что точно знала: опять узнаю что-то новое, опять учитель-волшебник раскроет очередное «чудо-явление» природы. А опыты, проводимые на практических уроках, давали нам осознание, что и мы немного волшебники. Такие детские впечатления остались от уроков физики. Может, они стали причиной того, что я – учитель физики. И сегодня для своих учеников хочется быть мне тем мудрым учителем-волшебником, что для меня в детстве был мой учитель физики. С детства у меня сложилось мнение, что учитель – это человек с большой буквы, которого все уважают, почитают, слушают и слушаются, что учитель – это самый мудрый человек, который всегда говорит правду, делает только хорошие поступки. И ещё одно важное обстоятельство, которое повлияло на мой профессиональный выбор: я хотела воплотить мечту мамы, которая сама очень хотела стать учителем математики, но финансовые трудности не позволили ей получить педагогическое образование.

Мы живём в XXI веке. Наше государство Россия представляет собой одно из самых динамичных обществ в мире. Сегодня активно перестраивается экономика страны, наблюдается подъём в промышленности. Идут большие положительные изменения в социальной сфере. Жизнь многих россиян становится благополучнее. Эти изменения замечаем и мы. Замечают учащиеся. Поэтому всё чаще они останавливают свой выбор на серьёзном изучении физики и дальнейшей сдаче экзамена по этому предмету, потому что своё будущее связывают с будущим страны. Будущее страны зависит от наличия хороших специалистов, профессионалов своего дела. Государству, нашей Республике Коми нужны инженеры, специалисты в области точных и естественных наук. Физическое образование является неотъемлемой частью подготовки современных специалистов во всех областях знаний.

При преподавании физики весьма большую роль играет эксперимент, посредством которого осуществляется более тесный контакт между учащимися и природой, являющейся объектом их изучения. Чтобы наблюдение за ходом эксперимента было осознанным, учитель при планировании должен не просто подбирать возможные к постановке по данной теме опыты, а исходить из необходимости, во-первых, показать новое явление, во-вторых, исследовать его для выяснения закономерностей, в-третьих, проверить результаты теоретических выводов практикой. Постановка экспериментальных задач показывает учащимся физические законы в действии, выявляет объективность законов природы.

Известно, что человек тянется к знаниям, когда осознает их значение в собственной жизни. В процессе обучения ученик должен не только усваивать предложенный учителем материал, но и познавать мир, вступая с ним в активное общение, самостоятельно искать и находить ответы на вопросы, уметь применять полученные знания на практике.

Древнему мыслителю и философу Китая Конфуцию принадлежат слова: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Поэтому в своей работе использую как и раньше плакаты, выполняю с ними лабораторные работы с помощью оборудования. Сегодня важно, чтобы физическое образование осуществлялось на основе современных информационных технологий, поэтому наряду с традиционными методами применяю в своей работе презентации, видеофильмы, интерактивные физические эксперименты, опыты.

На своих уроках стремлюсь учить детей так, чтобы они сами находили ответы на свои вопросы, чтобы они учились решать проблемы, преодолевать трудности как в учебе, так и в жизни.

Профессия учителя уникальна. Он является и педагогом. В переводе с древнегреческого языка слово «педагог» обозначает «ведущий подростка». Деятельность педагога направлена не только на обучение, но и на воспитание учащихся. Только в школе общение с детьми не прекращается ни на минуту. Если даже рядом нет проблемного подростка, он у тебя всё равно «в уме». Самое интересное, что он «шагает» с тобой после работы домой – и опять учитель «в уме» его воспитывает. Получается, педагогическая деятельность не отпускает тебя и снова тянет на работу. Скорее, это минус в работе учителя, чем плюс. О важности и нужности педагога очень хорошо сказал М.И. Калинин: «Педагог – это инженер человеческих душ». Выше уже отмечалась роль физики в получении профессии инженера. Инженера по-другому можно назвать изобретателем в какой-то области. Педагог – тоже изобретатель? Какой должна быть человеческая душа? Если, по мнению древнегреческого философа Сократа, профессия учителя от Бога, то человеческая душа светлая и добрая, она старается удержать человека от зла, пробуждает его совесть. Сам учитель должен в мир нести любовь и уважение к людям, помощь, умение трудиться, терпеть, сострадать, думать о другом человеке хорошо, ибо «светлые мысли – это тоже оружие». Современные дети далеко не ангелы с добрыми душами. Дети разные. В современном мире им доступна почти вся информация: как несущая «свет и добро», так и несущая «тьму и зло». От кого или чего зависит их выбор? Наверное, от учителя, от его педагогической деятельности тоже зависит. Своим положительным примером (учитель должен быть духовно-нравственным человеком), своим мудрым словом, своим трудолюбием, своими знаниями должен помочь сделать выбор в сторону добра, человечности, мира, благополучного будущего наших детей.

Я всегда думаю о том, каким должен быть учитель, чтобы соответствовать этому высокому призванию УЧИТЕЛЬ. Какой он – «лучший»? Только ли учителю надо «излагать, объяснять, показывать, вдохновлять», чтобы уверенно, радостно и с гордостью произнести: «Я – Учитель!»?.. Мне хочется верить в то, что я на учительском пути восхождения тоже занимаю какое-то место. Пусть я ещё не «лучший», но я к этому стремлюсь.


Беляева Анастасия Витальевна,

учитель физики и информатики МБОУ «СОШ» пст.Вухтым.