СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе, написано учителем для участия в конкурсе 

Просмотр содержимого документа
«Эссе «История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны»»

Гаврюшева Галина Сергеевна

Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №31 п. Ксеньевка Могочинского района Забайкальского края


Эссе: «История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны»

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» – по сути, пророческие слова В. О. Ключевского. Без знания прошлого, не может быть будущего – это мое мнение. Думаю, многие согласятся со мной, что историю России нужно знать каждому гражданину. На занятиях в детском саду, в начальной школе, в основной школе, студентам, специалистам и простым мамам и папам, которые с начала становления качеств личности своего малыша могут привить ему осознание единства, гражданственности, патриотизма. Научить знать историю – сложная задача. Учителю истории нужно не только передать информацию о прошлом и настоящем, но и выработать умения осмысливать и применять исторические знания, давать оценку, анализировать и изучать разнообразные источники. В современном информационном пространстве, многообразии книг, статей, передач, блогов – коммуникативной открытости, важно четко отличать мифы от исторических фактов. Война – это та тема, которая может травмировать, а может оказаться мощным воспитательным средством. Картина Великой Отечественной войны, ее события – в последнее время сильно искажена. Воспоминания многих участников войны из других стран – немцев, англичан, американцев, итальянцев, также Польша и Украина, освобожденные советской армией от фашизма, отрицают ведущую роль нашей страны в победе над Германией. Интернет – порталы имеют русскую, английскую, немецкую версии, и даже учебники истории имеют значительные расхождения по фактам и мифам о Великой Отечественной войны 1941-1945 года.

Формирование объективных событий Великой Отечественной Войны, осознание роли советского народа в Победе над фашизмом, в соотношении с вкладом союзников очень актуальны. В настоящее время, как уже упоминалось, коммуникативной открытости, важно противодействие манипуляциям современных последователей нацизма. А кто расскажет подлинную историю так, какой она была на самом деле? Только тот, кто сам пережил войну. Фронтовые письма, архивные документы, многие из которых рассекречены, рассказы очевидцев – вот подлинные доказательства «цены победы». Для создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны, во-первых важна правильная трактовка событий, основанная на спектре конкретных оценок исторических объектов и субъектов и самого знания о них, во-вторых истинных историографических суждений, не забывая о цене и результате. Я считаю, немаловажную роль играет включение учащихся в социальную практику. Популярность добровольческой деятельности – отличный инструмент для повышения мотивации к изучению истории. В качестве примера, хочу привести опыт своей работы. Мне удается успешно реализовать такой вид групповой внеурочной деятельности – как волонтерство. Учитывая индивидуальные особенности некоторых детей, их потребности и возможности, организации досуга (это очень важно в условиях сельской местности) в 2017 в школе запущена программа волонтерского движения учащихся «Цветик – Семицветик». Предпосылками организации данной деятельности послужило создание историко-краеведческого клуба «Мудрость времен». Форма занятий – заседания дискуссионного клуба, на которых присутствовали учащиеся других школ района. С развитием общероссийской организации – Российского движения школьников, совместно с учащимися было принято решение расширить поле деятельности Клуба и направление – добровольческая деятельность положить в основу волонтерского движения учащихся, отдельный отряд получил название «Волонтеры Победы». Акции «Георгиевская лента», «Алая гвоздика», «Бессмертный полк» – позволили почувствовать единство со всей страной. Изучение фактов – в мероприятиях отряда, такие как «Поиск» - работа с населением по заявкам на поиск родственников, участников ВОВ (при помощи специальных интернет-сайтов). Ребята изготовили специальные ящики с контактными данными и бланками обращений, разместили их в торговых точках поселка, в течение марта, апреля по собранным заявкам находили информацию об участниках, ветеранах ВОВ, уточняли в соответствии с архивными документами места службы, боевой путь, награды и т.п. Потом встречались с заявителями и рассказывали об их родственниках. Акция заинтересовала общественность, всего было отработано 36 заявок жителей поселка Ксеньевка. Еще одна акция – «Поздравляем с 9 мая», в ходе которой были изготовлены открытки, с поздравлением ветеранов и детей войны с 9 мая: адресно поздравили 10 тружеников тыла, 33 человека – детей войны. Новая, придуманная добровольцами школы акция «Смотрим фильмы о войне»– проведенная в дни майских праздников (1 по 8 мая). В актовый зал школы мы приглашали всех желающих на бесплатный просмотр фильмов на тему Великой Отечественной войны. После фильмов оставались на обсуждение. И главное – участие в поселковых митингах – концертах. Опыт работы по данному направлению показал, что детям интересна такая деятельность. Также, судя по вызванному интересу и положительным отзывам представителей общественности можно сказать, что волонтерская деятельность в условиях поселка является актуальной и востребованной. Волонтерство для подростков - это стиль современной жизни. Это пример для других. У нас много идей и планов в данном направлении.

Противоречивость и вымысел некоторых информационных источников, откладывают отпечаток на историческую память, происходит фальсификация истории, изменение исторического сознания. Часто мы задаем себе вопрос, как сегодня преподавать в школе историю войны и Победы, какова оценка подвига ветеранов современниками? Всякий раз, когда приходит новое поколение, возникает риск разрыва коллективной памяти, духовного единства и преемственности поколений. Чем дальше уходим мы от войны, от тех суровых сражений, тем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится память о них. Непридуманные истории о войне, создание музейных комнат самими школьниками, волонтерство, поисковая деятельность, участие во всероссийских социально-значимых акциях и проектах – позволяет воспринимать накопленный исторический опыт, получать позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивать этические ценности. Слова В. О. Ключевского, взятые во вступлении к эссе, имеют такую основную мысль, чтобы при изучении исторических событий вынести из них урок, изучить механизмы человечества, с помощью которых можно спрогнозировать события в нынешнем мире. События Великой Отечественной войны – ужасный исторический факт, который врезан в память многих стран. Эта война унесла жизни миллионов людей по всему миру, но и сейчас для человечества является главным – сохранение мира на земле. Воспитание детей, думающих, умеющих отличить исторические факты от вымышленных – одна из основных задач педагога. Социальная практика позволяет уловить ту тонкую грань, ниточку, связь поколений.











Приложение к эссе: «История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны» – фото из опыта работы учителя Гаврюшевой Г.С.

Участие учителя, в качестве ведущих, совместно с учащимися, в поселковых митингах – концертах

Участие школьников в акции «Бессмертный полк»

«Волонтеры победы» - сопровождение ветеранов на праздниках

Почетный караул

«Вахта памяти»

Изготовление открыток своими руками

«Поздравляем с 9 мая»

Вручение открыток

«Поздравляем с 9 мая»

адресно труженикам тыла и детям войны

Специальные ящики с контактными данными и бланками обращений для проведения акции «Поиск»

Акция «Алая гвоздика»


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!