Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №172»
Эссе «Моя формула воспитания»
Сапожникова Валерия Александровна
Классный руководитель 7 «А» класса
г. Зеленогорск, 2023 г.
Из жизненного опыта каждый скажет, что Первый учитель запоминается лучше всех остальных. Этот прекрасный человек с добрыми глазами и любящим сердцем открывает ребёнку дверь в страну знаний, помогает стать успешным в обучении.
Я очень хорошо помню свою первую учительницу Наталью Николаевну. Добрая, но в то же время требовательная, она была самой обычной женщиной: слегка полноватая, с морщинками возле глаз. Но её энергия и позитивный настрой всегда производили впечатление счастливого и успешного человека. Наталья Николаевна с легкостью могла успокоить разыгравшихся первоклассников и настроить их на учебный лад, помирить поссорившихся друзей, успокоить родительское сердце. Все это делалось настолько непринуждённо и просто, что работа учителя казалась мне веселой и простой. Я смотрела на свою учительницу и думала: «Вырасту, тоже стану учителем»! Прошли годы – и мои мечты сбылись.
В школе я работаю уже 6 лет. За это время поняла, что работа учителя сложна. И, на мой взгляд, нет в школе более трудной и важной работы, чем работа классного руководителя. Деятельность эта очень ответственна, многообразна, предполагает большой круг обязанностей и высокую психологическую нагрузку. Для описания работы классного руководителя очень подходят слова из песни «Философы в тринадцать с половиной» (В. Беляков):
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, у нас с тобой работа.
И правда, не получится стать хорошим классным руководителем, если в твоем сердце не будет места для детей. Классное руководство проникает во все сферы нашей жизни. По дороге на работу, во время обеда, вечером перед сном мы думаем о своих воспитанниках, о предстоящих мероприятиях и новых идеях воспитания. Я смело могу заявить, что классное руководство – это образ жизни.
Все мы индивидуальны, у каждого классного руководителя своё видение воспитательного процесса, свои формы и методы работы. Но, все же, есть золотые постулаты воспитания К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, содержащие в себе принципы нравственности, патриотизма и направленность на становление и развитие личности ребенка. В своей педагогической деятельности, воспитывая детей, я стараюсь придерживаться этих простых, но важных принципов. Они как три слона являются основой воспитательного процесса и не теряют своей актуальности. Сейчас, как никогда, важно воспитать гуманных, дружелюбных и отзывчивых граждан, знающих и уважающих историю своей Родины.
Так, современные стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей в сфере воспитания детей определяет развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Основные направления развития воспитания, в соответствии со «Стратегией…»:
- Поддержка семейного воспитания
- Развитие воспитания в системе образования
- Поддержка общественных объединений в сфере воспитания
Эти ориентиры помогают мне выстраивать эффективную воспитательную деятельность в классе, опираясь на
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности. Все ключевые дела класса стремлюсь проводить при непосредственном участии родителей.
- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельность. В работе с классным коллективом использую проектные технологии, что позволяет достигать высокого уровня включённости моих обучающихся в воспитательный процесс.
- широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых организаций и объединений, волонтерском движении. Большинство обучающихся моего класса являются членами первичной организации РДШ МБОУ «СОШ № 172» (В настоящее время переходим в первичную организацию РДДМ «Движение первых»).
Таким образом, каждое воспитательное воздействие, словно кирпичик, ложится в основу формирования разносторонней личности ученика.
Мою формулу воспитания можно выразить цитатой А. С .Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги».