Эссе на тему «Я и моя профессия»
Карповой С.А.
Дети – это цветы жизни и наше будущее. И какими они вырастут, найдут ли своё место в жизни, принесут ли пользу обществу, во многом зависит от воспитания и семьи. Чтобы цветок не погиб, не завял, расцвел и радовал окружающих, надо приложить много усилий, знаний, умений, труда, а еще – любви и терпения. Поэтому профессия – учитель, педагог – очень ответственная и востребованная. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы психического и личностного развития ребенка. К выбору данной профессии меня подтолкнула сама жизнь. Моя мама всю жизнь работает учителем физкультуры, моя прабабушка была учителем начальных классов. Я выросла в многодетной семье, была старшим ребенком, поэтому мне постоянно приходилось опекать сестренку и братика. У моей тёти Ярославны двое детей. Старшая девочка – инвалид детства. Иногда мне тоже приходилось ухаживать, сидеть с ней, кормить, одевать, выводить на прогулку. Я много общалась с детьми, так как большинство друзей родителей – многодетные семьи. Я поняла, как беззащитен маленький ребенок, его легко обидеть расстроить. Я видела, сколько радости доставляют ребенку похвала взрослого, общение с взрослым (особенно с папой и мамой) и сверстниками, участие в праздниках. Но особую радость приносит ребенку игра и совместная деятельность с взрослым. Именно здесь раскрываются характер и способности ребенка, пополняется и обогащается словарь ребенка, создается активная речевая среда. Учеба в университете подтвердила правильность моего выбора. Я поняла, насколько важна, ответственна и востребована эта профессия в любом обществе и государстве.
Особенностью дошкольного и младшего школьного периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.
«Если б не было учителя...»
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Автор: Вероника Тушнова
Профессия учителя – самая почетная и главная в мире. Каждый день он помогает любому ребенку стать личностью, выразить свое «Я». Каждому учителю хочется, чтобы его ученик добился успеха. Желание ребёнка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению. Я люблю свою профессию, горжусь ею.
Педагог должен обладать следующими умениями:
Гностические – это способность или умение изучать, понимать и знать ребенка.
Конструктивные – для проектирования педагогического процесса.
Коммуникативные – способность устанавливать целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями и т.д.
Организаторские – помогают организовать педагогический процесс.
Специальные (петь, рисовать, танцевать, лепить, вышивать, шить и т.п.)
Важнейшие профессиональные функции педагога:
Создание педагогических условий для успешного развития ребенка.
Обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка.
Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми.
Участие в педагогическом просвещении.
Самообразование.
Участие в исследовательской и опытно-экспериментальной работе
Работая в школе, я имела возможность соотнести качества других учителей со своими личностными и профессиональными умениями и способностями, особое значение уделяя тем из них, которые еще недостаточно у меня сформированы. Такая работа позволяет реально осознать и оценить собственные возможности в профессиональном плане, увидеть перспективу работы над собой в повышении уровня необходимых учителю знаний, овладении определенными умениями, воспитании соответствующих качеств характера.
Формирование духовного мира детей должно проводиться по следующим критериям:
представления о прекрасном, содержательность этих знаний;
проявления эстетических чувств детей;
соотношение знаний и их проявлений в поступках, поведении детей, в отношении к жизни, к людям, к самому себе.
Считаю, что проводить воспитательную работу с детьми необходимо с целью обогащения духовного мира детей, используя средства музыки, живописи, танца, встречи с интересными людьми, материалы о великих людях страны и мира, о культуре общения и т.д.
Я думаю, что самообразование должно способствовать улучшению качества нашей философской и педагогической подготовки; укрепить мировоззренческую позицию, помочь ориентации в окружающем мире объективных ценностей общества, в себе самом, в своих возможностях, ориентации в событиях прошлого и настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.
Учитель, педагог должен быть эрудированным, грамотным человеком, иметь знания в пограничных отраслях: психология, анатомия и физиология, основы медицинских знаний, лечебная педагогика, основы гигиены и педиатрии, навыки проведения занятий по физической культуре.
Учитель должен быть общительным, отзывчивым, тактичным, наблюдательным и внимательным, ответственным, иметь склонность к работе с детьми, хорошую образную память, наглядно-действенный вид мышления. Необходимы высокая общая культура, правильная, грамотная и внятная речь, умение владеть собой.
Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. (Л. Н. Толстой)
Нужно быть самому и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка. (В.Ф. Одоевский)
Система образования должна быть непрерывной. Здесь главное место занимает самообразование, умение человека самостоятельно овладевать знаниями, осуществлять поиск информации, работать с источниками и т.д.
В университете я получила теоретические знания по основным направлениям педагогический деятельности и практический опыт на педагогической практике в школе. В дальнейшем я хочу повышать свою квалификацию, как учителя, а так же работать с детьми-инвалидами, чтобы их детство было счастливым и радостным, и они могли найти свое место в обществе согласно их способностям.
Особый интерес представляет инновационный творческий педагогический опыт, оказавший реальное влияние на отечественную и мировую практику образования. Но для развития науки важно учитывать и массовый практический опыт, как положительный, так и отрицательный. Современная педагогика становится экспериментальной наукой, то есть многие научные знания она добывает благодаря специальным экспериментальным исследованиям. Экспериментальной работой занимаются научно-исследовательские институты, она ведется на кафедрах педагогических университетов, институтов. Результаты исследовательской деятельности публикуются на страницах педагогических журналов, в сборниках научных трудов. Недостаточное внедрение результатов педагогических исследований объясняется слабой постановкой информационной службы. По мере роста запаса новых знаний появляются новые отрасли педагогики. Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика. Дошкольная и школьная педагогика представляет собой область, которая изучает условия и закономерности воспитательного и образовательного процесса у детей дошкольного и школьного возраста. Особенность дошкольной и школьной отраслей обусловливается уровнем формирования физических, интеллектуальных, ценностно-мотивационных и эмоциональных способностей и потенциалов детей. Именно на базе найденных и определенных закономерностей и условий психического развития личности ребенка складываются теоретические и практические положения дошкольной и школьной отраслей педагогики.
Коррекционная педагогика (дефектология) изучает особенности воспитания и обучения детей с различными дефектами. К ней относятся такие ответвления, как:
1) сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих;
2) тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих;
3) олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития;
4) логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи.
О работе учителя сложно и одновременно просто рассказывать. Ведь это: планы (поурочные, тематические, индивидуальные), отчетная документация, проверка тетрадей, ежедневные домашние подготовки к урокам.
С другой стороны: учитель – это творческие встречи, интересные дела, проекты, открытия малые и большие. И каждый день общение с ребятами. Это замечательно!
Я считаю, что учитель является и наставником. Он не только даёт детям знания, но и воспитывает их. Но чтобы добиться результата нам необходимо стать другом для ученика. Душа ребенка - это как мозаика, состоящая из многих частичек, которую учитель должен собрать в одно целое. Чтобы на уроке было интересно, учу ребенка трудиться. Совершенно уверена - любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Школа не остаётся в стороне от перемен, происходящих в обществе. Работая по системе развивающего обучения, я поняла, что научить детей, это ещё не значит дать им максимум знаний, умений и навыков, а это значит помочь детям самим понять смысл учения, подготовить их к будущей самостоятельной жизни.
Моя работа… Что про неё сказать,
Коль сказано о ней уже немало?
Быть педагогом мне когда-то мать
В пору моих исканий подсказала.
Еще ребенком помню во дворе
Я строила подруг своих по кругу.
Они ж (так странно) подчиняясь мне,
Все слушались меня не как подругу.
Они внимали мне, как могут понимать
И слушать лишь учителя… И скоро,
Когда пришла пора мне выбирать,
Свою профессию я выбрала бесспорно.
И вот теперь уже который год
(Вы за банальность уж меня простите)
Во мне второе «Я» мое живет,
И имя у второго «Я» - УЧИТЕЛЬ.