Эссе на тему «Мои педагогические находки»
учителя татарского языка и литературы Гайсиной Гузяль Абдулбариевны.
Каждый урок должен быть осмыслен
педагогом как подарок детям.
Ш.А.Амонашвили.
В моём понимании, учитель – это целый мир. Мир, который оберегает, растит и воспитывает самое дорогое – душу человека. Я пытаюсь организовать учебный труд так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети развивали свой ум и смекалку, память и воображение. Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение на гору познания – для меня очень важно. Любимый мой вопрос: «Почему?» Дети воспринимают это как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать, доказывать. В последнее время резко снизился интерес учащихся к изучению родного языка. Сложившаяся ситуация ставит перед учителем проблемные вопросы, связанные с преподаванием родного языка в школе. Для того чтобы поднять интерес учащихся к изучению татарского языка и татарской литературы, я в своей работе добиваюсь реализации следующих целей: -углубить знания в изучении обычаев и традиций татарского народа; -воспитание бережного отношения к истории родного края; -обогащение духовного мира учащегося через уроки татарского языка.
Главным ориентиром в обучении предмету является развитие творческого потенциала учащихся. В своей работе использую нетрадиционные виды уроков такие как урок – проект, урок - экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Во время игры учащиеся более свободно ориентируются в предложенной ситуации, могут свободно импровизировать. У них появляется живой интерес к уроку. В ролевой игре можно работать в паре, в составе группы. Изучая литературное произведение с учащимися, я не ограничиваю работу детей с анализом прочитанного. Требование времени диктует творческого подхода учителя к разработке каждого урока литературы. Это составление своеобразных вспомогательных схем и таблиц, используемых при анализе литературного произведения (таблица системы образов, схема анализа словесного портрета, работа со схемой: роль второстепенных персонажей в выявлении авторской позиции, работа с таблицей: смысл названия произведения и т.д). Для того чтобы обогатить внутренний мир учащихся, нужны не только готовые знания. Здесь важен процесс самого познания, который должен постоянно обогащаться и обновляться учителем. Данная цель осуществляется при помощи глубокого изучения и анализа обычаев и традиций народа.
Педагогическая деятельность каждый день раскрывает передо мной секреты, загадки детских душ, преподносит сюрпризы, заставляет учиться, познавать и открывать новое, дарит неповторимую радость общения, мобилизует все душевные и интеллектуальные возможности, стимулирует к постоянному творчеству и саморазвитию. Самообразование учителя –непременное условие его профессионального роста. Но самое ценное это то, что я имею возможность не только учить своих учеников, но и учиться у них. Я учусь у них умению радоваться жизни, несмотря ни на что, умению преодолевать себя, любить всё живое и не переставать удивляться новому и прекрасному. На уроках и внеклассных мероприятиях использую современные технологии, элементы исследовательского метода и метода научного познания, развивающего обучения, они позволяют мне не только вооружать учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и развивать интерес к науке, формировать навыки самостоятельного творческого поиска, а также даёт мне возможность добиваться высоких результатов. Провожу интегрированные уроки и мастер-классы. Инновационные подходы в учебно-воспитательном процессе стали неотъемлемой частью моей работы. Провожу работу с учащимися, нацеленными на учебу и одаренными детьми. Под моим руководством учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью. Собрали богатый материал о традициях, обычаях, образе жизни, истории, культуре сибирских татар, сбор фольклора: частушки, загадки, пословицы, поговорки, легенды записаны со слов старшего поколения. Только тогда человек способен уважать другой народ, когда сам владеет родным языком, знает свою культуру и литературу. В школьном возрасте формируются такие базовые мировоззренческие позиции, как этнонациональная самоидентификация, отношение к другим народам и культурам, родным и «чужим» традициям. Огромная роль в этих процессах принадлежит освоению родного и других языков, функционирующих в социуме. Изучение родной культуры и традиций прежде всего следует начать с усвоения родного языка. Я думаю, все согласятся, что первый пласт культуры, несомненно, это язык народа. Язык следует рассматривать как единое духовно – культурное пространство национального бытия. С усвоением родного языка тесно связано формирование у обучающихся патриотических чувств и толерантности. Та нация, которая неустанно заботится о сохранении и развитии своего языка, по-настоящему продлевает свою национальную жизнь. Для обучения татарскому языку существует много приемов и методов. На своих уроках я использую переводы, аудио – визуальный контакт, наблюдения, беседы. Методы и приемы использую, исходя из возрастных особенностей учащихся. К обучению родному языку, эстетическому и нравственному воспитанию подхожу очень ответственно. Для достижения цели стараюсь заинтересовать учащихся. Поэтому предлагаю ребятам различные творческие задания. По роду своей деятельности я тесно сотрудничаю с Домом культуры. Мои ученики принимают активное участие в конкурсах: «Утренняя звезда», «Сибирская росинка». Для меня как учителя татарского языка и литературы главной целью является привитие любви к родному языку, национальным традициям, сохранение и развитие языка. Видимо, моя линия профессиональной деятельности сливается с творчеством. Достижению высоких результатов в работе способствуют применение игровых методов, в частности театрализация, что не только обогащает лексику, но и повышает грамотность и культуру активной разговорной речи ребенка. Мы с ребятами не только инсценируем сказки, но и работаем над смысловым чтением: преобразовываем тексты, придумываем концовки, вводим непредвиденные ситуации, ставим проблемные вопросы, находим и решаем жизненные задачки, ищем в содержании сказок житейскую мудрость. Учащиеся очень любят театрализованные уроки: «Әкияттә кунакта”, «Карга боткасы», «Каз өмәсе”, детский сабантуй. Игровые и творческие методы обеспечивают реализацию системно- деятельностного подхода к обучению в соответствии с новыми образовательными стандартами. Это в свою очередь повышает качество предметных знаний и развивает личностные качества ученика. У каждого из нас свой жизненный путь, своя судьба, своя профессия. Я считаю, что линию жизни мы не можем изменить, но верю: человек может управлять своей судьбой, добиваться новых свершений в профессиональной деятельности. Линии творческого роста, профессиональной деятельности, объединяясь, составляют неповторимый рисунок жизни Учителя. Свои успехи мы, учителя, оцениваем успехами учеников. Успешны дети не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Я рада, что мои ученики, участвуя в муниципальных, региональных творческих конкурсах и олимпиадах не только добиваются хороших результатов, но и получают какой-то жизненный опыт и обогащают свой внутренний мир, мировоззрение. Убеждена: преодолевая жизненные преграды, человек получает определенный опыт, обогащается и становится только мудрее. Главное, не останавливаться, продолжать выбранный путь. Ведь человек – кузнец своего счастья!