Ермалицкая Л.М.
Эссе
Моя педагогическая философия
Душа, в которой отсутствует мудрость – мертва.
Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую полился дождь.
Абу-ль-Фарадж
В нашем сегодняшнем, далеко не легком, мире нельзя не быть мудрым, нельзя по-настоящему служить Жизни и Времени, не создав и не реализовав свою концепцию. Тем более ты обязан выстроить свою философию, если тебе имя – Учитель.
Самое главное, без чего нельзя сегодня обойтись, «сея разумное, доброе, вечное»,- это без любви к школе, к ученикам. Несомненно, союз любви и интеллекта – важнейшее условия воспитания и обучения Личности, за которой – будущее страны. И навсегда верю В.Белинскому, когда-то сказавшему: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь». Хочу всегда болеть любовью «к детям, своему делу»!
Достижения современной школы не могут не опираться на опыт разных поколений: и зрелого возраста (его называют «золотым фондом» педагогики), и среднего (так называемый «серебряный фонд»), и, разумеется, молодого. Часто задаю себе вопрос: а что же движет всеми, кто работает в школе и кто никогда не скажет: «Хочу уйти». Деньги? Смешно. Идеи? Увы, они часто меняются. Цели? Они стали еще более трудны в достижении. И тогда понимаю, что навечно привязали моих удивительных коллег к школе и детям особое состояние души, которые включают в себя целый профессиональный кодекс.
Одна из составляющих этого кодекса – внутренняя потребность делать для сегодняшних учеников то лучшее, что предшествующие поколения учителей делали для своих учеников, в том числе и для меня. А ведь это – обязанность делать людей людьми, а значит, и весь мир благородным, красивым, умным.
Да! Трижды прав таджикский поэт XI в Кабус, сказавший, что «образование – лицо разума». И уверена, что только образованное (читай: разумное!) поколение сделает мир разумным, давая веру в будущее нашим детям и внукам. Это тоже следующая составляющая учительского морального кодекса, а значит – и моя!
Философия настоящего педагога включает в себя и вечное стремление к познанию нового, ибо дети учатся по-настоящему охотно только у знающего свой предмет учителя. Всегда помню, что, по замечанию Пансена, как только в человеке угасает жажда знаний, он перестает быть человеком, а учителем - тем более. Значит, всю жизнь познавать и самому учиться – вот обязательное условие успеха педагога.
Безусловно, кодекс настоящего Учителя обязывает его быть Мастером своего дела. Памятуя о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», понимаю, что , лишь став с учениками сотрудниками на уроке, став их незаметным мудрым путеводителем в Стране Знаний, можно воспитать в них вечную потребность учиться. И это возможно лишь тогда, по словам Д. Менделеева, когда сам учитель «силён в науке, ею обладает и её любит».
Успех в образовании и воспитании - высочайшей пробы честность Учителя по отношению к ученику. Умение сказать педагогически правильно, мудро и умение слушать и слышать своих воспитанников – одна из составляющих деятельности настоящего учителя. И все это – часто после уроков, в длительных телефонных разговорах , на переменах, когда так хочется передохнуть… Но, настоящий Учитель всегда с учениками!
Хорошо учить – это значит ещё и уметь учиться у моих учеников! Учиться их наивности, чистоте, детской мудрости, жизненной правде, жажде познания мира, их месте, ибо «блажен, кто верует». А верить в учеников - значит творить хороших учеников.
Настоящий Учитель не может быть хорошим, если он сам не ощущает счастья и не умеет воспитать это состояние в своих учениках. Помочь детям понять, что счастье – это наша Родина, наш город, наш дом, наша школа, наша семья, наши друзья, наш класс – красивая гуманистическая цель Учителя. Конечно, научить детей быть счастливыми сегодня достаточно нелегко, но очень нужно!
И, наконец, вся философия настоящего Учителя опирается на вдохновение. Невозможно учить других, если не поёт душа и сердце. И только тот Учитель, в чьём сердце сохранилось и преумножилось состояние вдохновения, способен исполнить свою миссию в этой жизни. Вдохновение по-учительски – это и неравнодушие всегда и во всём, это и обязанность быть лучше других, и счастье быть нужным своим ученикам, и озарение лучшими человеческими чувствами, и умение быть красивым не столько внешне, сколько внутренне. И, соглашаюсь с А. Толстым, который сказал: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать».
И чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнений, а это – мечты. А мечтать – значит жить, любить, дарить своё сердце другим, научиться быть счастливым самому и научить этому, кого ты учишь. И ещё – всегда быть Молодым, как наши ученики! Поэтому, всегда была, есть и буду Учителем, что бы ни случилось…!