Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
"ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ"
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
ИВАЩЕНКО ИРИНЫ
Ш-21 ГРУППЫ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Брошюра на тему: «Развитие мотивации младших школьников»
Ейск, 2018
Пояснительная записка
Материал данной брошюры направлен на развитие мотивации у детей младшего школьного возраста. Все задания, представленные в данной брошюре, смогут помочь педагогу привить детям не только любовь к школе, но и развить такие качества как память, мышление и внимание.
Брошюра включает в себя следующие разделы:
Пояснительная записка;
Диагностики по определению уровня мотивации младшего школьника;
Игры для развития мотивации младшего школьника.
Во втором разделе имеются две диагностики: «Лесенка побуждений», «Структура учебной мотивации младшего школьника».
В третьем разделе имеются 5 игр, которые можно использовать для развития мотивации младшего школьника. Названия: «Что я знаю о школе?», «Доброе животное», «Попроси игрушку», «Воздушный шарик», «Корабль и ветер».
Раздел 2
Диагностика "Лесенка побуждений"
Ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.
Познавательные мотивы:
1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;
2) процессуальный — ориентация на процесс учения;
3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);
4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.
Социальные мотивы:
1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;
2) "учительский мотив" — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;
3) "родительский мотив" — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;
4) "товарищеский мотив" — стремление заслужить уважение своих товарищей.
Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться "Зачем я учусь". Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.
Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.
Мы закончили лесенку "Зачем я учусь". Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе.
Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов - почти не имеет значения;
1 балл - частично значимо;
2 балла - заметно значимо;
3 балла - очень значимо.
1 | Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. | 0 1 2 3 |
2 | Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. | 0 1 2 3 |
3 | Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. | 0 1 2 3 |
4 | Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 0 1 2 3 |
5 | Все. что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция. | 0 1 2 3 |
6 | Знания помогают развить ум, сообразительность , смекалку. | 0 1 2 3 |
7 | Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 0 1 2 3 |
8 | Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. | 0 1 2 3 |
9 | Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 0 1 2 3 |
10 | Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 0 1 2 3 |
11 | Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 0 1 2 3 |
12 | Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 0 1 2 3 |
13 | Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 0 1 2 3 |
14 | Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 0 1 2 3 |
15 | На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 0 1 2 3 |
16 | Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). | 0 1 2 3 |
17 | Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 0 1 2 3 |
18 | Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 0 1 2 3 |
19 | Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.). | 0 1 2 3 |
20 | Учеба в моем возрасте - самое главное дело. | 0 1 2 3 |
21 | В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. | 0 1 2 3 |
Ключ
Мотивы | Номера ответов |
Познавательные | 2 9 15 |
Коммуникативные | 3 10 16 |
Эмоциональные | 1 8 21 |
Саморазвития | 6 13 19 |
Позиция школьника | 7 14 20 |
Достижения | 5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |
Раздел 3
Упражнение "Что я знаю о школе?"
Цель: уточнить знания детей о школе.
Педагог проводит блицопрос детей.
Примерные вопросы:
— Как надо обращаться к учителю?
— Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
— Что говорят, если нужно выйти в туалет?
— Что такое урок?
— Как узнают, что нужно начинать урок?
— Что такое перемена?
— Для чего нужна перемена?
— Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
— Где пишет учитель, когда объясняет задание?
— Что такое отметка?
— Какие отметки хорошие, а какие плохие?
— Что такое школьный дневник?
— В классе учатся дети одного возраста или разного?
— Что такое каникулы?
Упражнение «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.
Упражнение «Попроси игрушку»
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Упражнение "Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие сидят или стоят в кругу.
Учитель: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары".
Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение "Корабль и ветер"
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
Учитель: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"
Упражнение можно повторить 3 раза.