Страницы педагогического опыта.
Я прикасаюсь к будущему. Я учу.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Василий Осипович Ключевский
Учитель. Наставник. Педагог… Как много смысла вложено в эти слова. Каждый, кто выбирает для себя профессию учителя, должен понимать: а смогу ли я научить, а как мой предмет будет полезен, использован в жизни, а смогу ли я наставить на путь истинный, смогу ли вывести в жизнь, обучить законам жизни, продемонстрировать на собственном примере. Ведь учитель – это не просто профессия, это образ жизни, это смысл жизни.
Учитель должен знать, что его деятельность не заканчивается пространством кабинета, что каждый урок нужно прожить и прочувствовать до урока, дать анализ после урока.
Учитель, возвращаясь домой из школы, не оставляет мыслей о дне, проведенном в школе, о детях, о школьных событиях, спешит поделиться с родными и близкими радостями и горестями школьных будней. А в современном мире и не умолкает телефон от звонков учащихся и родителей, которые звонят с целью уточнить, поинтересоваться о домашних заданиях, получить комментарий к выставленной оценке, иногда поделиться радостью о победах во внеурочной деятельности.
Учитель – это любимое дело, это образ жизни, это смысл жизни. А ведь о любимом деле можно говорить вечно, можно говорить бесконечно. Но, как вы сами знаете, о любимом деле писать легко и трудно. Легко писать, потому что знаешь, что это помогает реализовать себя как профессионала, как личность, трудно, потому что нельзя объять необъятное, невозможно в нескольких строчках выразить весь спектр эмоций, которые переполняют тебя, ведь успешным нужно сделать не только себя, но и своих подопечных, причем не одного – двух, а каждого, описать педагогический опыт годами в жизнь.
Мудрый учитель сумеет понять и поддержать своих воспитанников, когда они делают выбор в жизни. Для каждого важно поверить в себя, найти призвание.
Когда я вхожу в класс и начинаю урок, пристально всматриваюсь в глаза ребят. Какие они разные! У каждого свои мысли, идеи, мир, который нельзя разрушить, и всем надо помочь раскрыться, в каждом увидеть лучик, выработать свой маршрут успешности. Понимаю, что от меня зависит будущее этого маленького человека. Я радуюсь, когда мои ученики становятся лауреатами всероссийских и региональных конкурсов, принимают участие в праздниках и проектах, увлекаются предложенными мною начинаниями и стремлениями, сами планируют и предлагают свои задумки, которые мне хочется претворить в жизнь.
Главное для учителя — быть самим собой, примером для всех. Приятно, когда учащиеся понимают и воспринимают учителя как талантливого, терпеливого, интересного и разностороннего человека. Чтобы понять ученика, нужно представить себя на его место, необходимо постараться думать и мыслить так же, как он. Как же это трудно, но необходимо. Жизнь — бесконечное познание.
Многие ребята боятся и сомневаются в своих способностях — именно в этот момент больше всего им нужна учительская поддержка и внимание. Возможность поверить в свои силы так необходима! Какое счастье — видеть глаза ребенка, получившего признание и одобрение, даже самый маленький успех — это уже победа! Вижу своих учеников, их улыбки, желание постигать новое и неизученное и понимаю, что все не зря, каждый из нас идет к намеченной цели. Бывают такие моменты, что кажется: у меня ничего не получается, и опускаются руки, мучают сомнения… Тогда я начинаю понимать, что права не имею бросить все, бросить именно сейчас, когда мы вместе, и начинаю искать ключик-выход, чтобы всех вовлечь в общее дело. Никто из моих ребят не должен остаться одинок! Нашла, придумала, и опять они объединены одной целью. Зажженная искорка в глазах ребенка, заинтересованный радостный взгляд, улыбка от вовремя сказанных добрых и подбадривающих слов. И вот долгожданный момент исполнения одной мечты на всех. Минуты уныния проходят, остается только желание жить и работать, находить что-то новое и интересное, чтобы все были довольны, и я понимаю, что мои терзания были не напрасны.
Каждый человек на пороге выхода из школы задает себе вопрос, кем быть? Какую профессию приобрести? А я даже не задавала себе таких вопросов, потому что однозначно было решено – буду учителем и не просто учителем, а учителем русского языка и литературы. С самого раннего детства мне нравилось играть «в школу»: по ночам, закрывшись под одеялом, я писала планы-конспекты уроков в общих тетрадях, аккуртно выделяя главные для меня тогда моменты разными цветами пасты, родители до сих пор хранят эти тетради, посмеиваясь надо мной: «возьми на урок свои записи»; просила, чтобы родители покупали мне больше тетрадей в широкую линию для того, чтобы «моим ученикам-куклам было где писать». Но а кумиром для меня стала моя учительница по русскому языку и литературе – Вязигина Нина Кузьминична, именно она разбудила во мне учителя, зажгла этот негасимый огонь, за что ей благодарна я по сей день. Когда приезжаю летом на родину, обязательно встречаюсь с любимым учителем, подолгу беседуем, и до сих пор перенимаю у нее опыт работы с точки зрения методики, это мой наставник по сей день.
В настоящее время я работаю учителем русского языка и литературы. Особенным и самым ценным для меня является – быть причастным ко всем событиям, которые происходят в нашей школе. Главное для меня – это сотрудничество с ребёнком, совместный чаще всего тернистый трудный творческий путь рука об руку, помогающий преодолевать преграды и достигать успеха.
Особенно радостно на душе от того, что многие «твои птенцы» на выходе из стен школы говорят тебе: «А я буду продолжать свой путь в области педагогики. Я буду поступать на филологический факультет».И это ли не настоящее счастье для тебя, как педагога, когда в наше время профессия учитель не ценится. А когда эти девчонки и мальчишки переступают порог родной школы сначала в роли студентов-практикантов и хотят попасть под твое крыло учителя-методиста, это ли не настоящая радость! Ты состоялся и как учитель, и как методист. Эх, переполняют эмоции… Думаешь, да, действительно, твой труд не напрасен. Проходит время, и твои ученики – уже твои коллеги с горящими глазами, которые делают свои первые шаги в области педагогики. Это большая гордость.
Учитель вечно молодой, постоянно обучается, совершенствует свои знания. Ведь задача современной школы – подготовить ЧЕЛОВЕКА , думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Уроки литературы, беспорно, - уроки жизни, но и уроки русского языка нужно сделать такими же. Моя цель как педагога – это не просто передача знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания информации, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока особое внимание уделяю развитию речи и речевой культуре обучающихся. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи на примере работы с текстами разных стилей, разных жанров, помочь облекать ученикам свои мысли в правильно построенное высказывание, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, на которых учащиеся получают возможность размышлять и творить. Уместно здесь вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».
Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. В центре внимания на моих уроках ученик – человек, усваивающий сложную науку познания родного языка и родной литературы. Все уроки в системе строю на системно-деятельностном подходе, стараюсь, чтобы каждый урок был проблемным, использую методы проблемного обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку. На уроках стараюсь уходить от традиционного обучения, воспроизведения знаний к творческому осмыслению изучаемого материала. Это способствует повышению интереса школьников к предмету, стимулирует их желание познавать законы языка, анализировать художественные произведения.
Начиная с 5-го класса интересно проходят уроки, на которых учащиеся знакомятся с бснями И.А. Крылова. Под образами зверей ребята распознают человеческие пороки, недостатки, учатся самостоятельно анализировать поступки героев, негодуя, смеясь или восхищаясь. Так учащиеся знакомятся с понятием аллегория, учатся искусству олицетворения и иносказания. Обязательно басни инсценируются, кроме того, предоставляю возможность каждому учащемуся самому побыть баснописцем – сочинить собственную басню. Ребята с интересом относятся к этой работе, им хочется испытать себя, создать оригинальное произведение, блеснуть перед своими одноклассниками. Многие радуются результатам своей работы, ведь большинству учащихся басня удается, а это всего лишь пятый класс – первая проба пера.
Проблемная ситуация на уроке – это одно из средств эффективности на уроке, это ситуация интеллектуального затруднения. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, которые я ставлю перед учениками, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений в языке, его строй, закономерность.
Таким образом, современный урок в моем понимании не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение учащегося.
На уроках литературы мои ученики не дают характеристику персонажам, героям, а составляют жизненные траектории, что помогает учащемуся проанализировать жизненный путь героя от начала и до конца, его взлеты и падения, правильные и неправильные решения, проанализировать нравственный выбор того или иного героя, учит, как поступить в той или иной жизненной ситуации, помогает раскрыть понятие в сочинении-рассуждении на выпускном экзамене по теме «Что такое нравственный выбор», привести пример из художественной литературы. Очень интересные аргументы приводят учащиеся, анализируя жизненную траекторию Герасима, Остапа, Андрия, Вакулы, Тараса, Ивана Флягина, Маргариты и других героев, приходят к выводу, поступили бы они также или пошли по другому пути.
Хорошо иметь желающих учиться среди детей, родителей и коллег. Это вдохновляет и радует. Я чувствую радость, когда встречаю бывших учеников, и они рассказывают, что изменилось в их жизни, что читают, чем интересуются и признаются, что перечитывают произведения, которые изучали, и им это нравится и воспринимается все по-другому. Значит, мои уроки не прошли даром, чтение произведений Тургенева, Чехова, Толстого, Гоголя и Достоевского помогли им в решении вопроса, вставшего перед ними. Мои ученики ждут с нетерпением уроков, чтобы поразмышлять над судьбами героев, новых интересных идей, творческих проектов, подготовки к праздникам. С огромным интересом наблюдаю за маленькими победами и многому учусь у своих ребят.
На мой взгляд, настоящий учитель – это профессия плюс призвание. И когда эти основы совпадают, человек счастлив сам и приносит счастье другим. Профессия учителя привлекает своей гуманностью, благородством, надо много работать над собой, самосовершенствоваться, чтобы стать учителем. Учитель – профессия особая, определяющим качеством которой является любовь: к детям (без нее вряд ли можно стать учителем); любовь к труду (ежедневная упорная работа), любовь к жизни (без оптимизма невозможно испытать радость открытия).
Приходя домой, я часто вспоминаю слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Да, иногда нет сил после того, как проведешь семь уроков, но, проверяя тетради, вспоминаешь детей, которые ждут от тебя что-то новое, интересное, их слова, милые лица, восхищенные рассказы, и понимаешь, что все, сделанное тобой, было не зря. Сразу становится легче: как будто крылья вырастают за спиной, хочется дальше творить и работать.
Я горжусь, что выбрала профессию учителя!
Спасибо