ЭССЕ
на тему: «Технология организации групповой деятельности школьников»
Выполнила: учитель технологии
МБОУ Доброводская СОШ
Соловцова Любовь Алексеевна
2018 г.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
Групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися. Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит.
Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. “Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом.” (М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко»).
При организации групповой работы школьников важно знать внутренние базовые психологические механизмы, на которых строится процесс сотрудничества. С.П. Иванова выделяет пять таких механизмов :
Позитивная взаимозависимость - важнейшая характеристика, без которой сотрудничества не существует. Она устанавливается благодаря наличию общей цели, чёткому распределению обязанностей в группе, внимания к усилиям и успехам друг друга.
Индивидуально-групповая ответственность, то есть каждый участник группы несёт ответственность и за общий и за свой личный результат. Для этого результаты действий каждого члена группы анализируются, оцениваются, и сообщаются ему для последующего руководства своими действиями.
Поддерживающее взаимодействие предполагает не только деловую взаимопомощь, но и личностную поддержку, которая обеспечивается оказанием друг другу личной помощи, наличием позитивной обратной связи, совместными размышлениями учащихся над процессом и результатами совместной деятельности.
Наличие социальных умений и навыков учащихся: лидерства, руководства, подчинения, принятия совместных решений, выражения доверия другим людям, разрешения конфликтов. Таким умениям необходимо специально учить.
Рефлексивный групповой процесс, который включает оценку качества взаимодействия членов группы при выполнении учебного задания, что было полезно, а что мешало достижению цели, что учесть на будущее.
Знание этих принципов позволит учителю оптимально организовать совместную деятельность учащихся.
Организация групповой работы предполагает специальное внимание к определению и распределению внутригрупповых ролей. Готовясь к уроку, учитель должен составить список возможных ролей, необходимых для выполнения определенного задания. Полезно выписать их на карточку и познакомить с ними учеников, попросив их самим определиться с ролями. Возможны следующие внутригрупповые роли учебного сотрудничества: координатор, генератор идей, критик, исполнитель, ответственный за идею, ответственный за написание; оформитель, докладчик, контролер, ответственный за культуру поведения, организатор активной деятельности; редактор, ведущий и др.
Надо отметить, что преимущественно групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.
Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. За частую учителя неверно делят на группы учащихся. Если работа парная, то, как правило, в эту пару включают учащихся, сидящих за одним столом. Если рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (естественно, группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.
Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся и владения ими умениями и навыками самостоятельной работы. Впоследствии, как показывает практика, учащиеся без труда распределяют между собой задания. Каждый член группы выполняет часть общего задания, После взаимной информации складывается коллективный результат.
Практика показала, что наиболее целесообразна групповая работа на уроках обобщения. Вместе с тем, она может быть использована и при изучении нового материала достаточно большого объема.
Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности
Итак, групповая форма работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у детей сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю постоянно контролировать знания, умения и навыки у детей всего класса. У учеником повышается положительная мотивация к учебной деятельности. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать задания, дифференцированные по трудности, по объему учебного материала. А также для эффективного проведения групповых занятий любого типа педагог должен хорошо знать класс, уметь проверить качество знаний, проявлять терпимость к временным и эмоциональным затратам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. И. П. Иванов, «методика коммунарского воспитания», Москва, 1990 г.
2. Б. Т. Лихачев, «Педагогика», Курс лекций, Москва,1992 г.
3. М. И. Рожкова, «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.
4. М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа», 1972 г.
5. Л. П. Уманский, «Психология организаторской деятельности», Москва, Просвещение, 1980 г.
6. А. Б. Добрович, «Воспитатель о психологии и психологии общения», Просвещение, 1987 г.
7. В. Н. Макаревич, «Групповая работа как метод конструктивной социологии» Социальные исследования, № 10, 1993 г.
8. В. С. Агеев, «Межгрупповое воздействие: Социально – психологические проблемы», Москва, МГУ, !989 г.
9. Г. М. Андреева, «Социальная психология», Москва, Аспект пресс, 1998 г.
10. А. В. Петровский, «Психологическая теория коллектива», Педагогика, 1979 г.
11. Н. Е. Щуркова, «Практикум по педагогической психологии», Москва, Педагогическое общество, 1998 г.