Эссе «Учитель будущего…Кто он?»
учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1 с.Гехи»
Мутаевой Миланы Гусейновны
Как любой другой человек в своей жизни, так и я после окончания школы стала перед выбором профессии. Не скажу, что мечтала и грезила стать педагогом, хотя в детстве много играла в школу, где я-учитель, а мои братья, сестры и друзья - ученики. Но со временем, повзрослев, видя нелегкий труд наших учителей, не думала, что смогу стать учителем.
Все за меня решили военные действия, происходившие на территории Чеченской Республики: большого простора для выбора профессии не было. По желанию родителей, как истинная вайнахская дочь, поступила в Грозненский педагогический колледж, который находился рядом с домом. Родители обосновали свой выбор моей будущей профессии тем, что я всегда любила детей, быстро находила с ними общий язык. В семье я уже была учителем для младших братьев и сестер. На мне с раннего детства была миссия «старшая сестра», а значит, я должна была заботиться о младших и следить за ними, пока родители на работе. Я делала с ними домашние задания, воспитывала их, была примером. И чем же я не учитель?! Ведь у педагога точно такие же задачи. Получается, меня жизнь каким-то невидимым образом готовила быть учить учителем, я шла к своей профессии неосознанно.
Обучаясь в колледже, вникая в содержание профессии, я невольно увлеклась ею. Этому способствовали мои преподаватели Раиса Иналуковна по психологии, Людмила Вахаевна по русскому языку, Макка Эльсиевна по родному языку, Таисия Васильевна по анатомии, которых я вспоминаю с большой теплотой и благодарностью. Эти мастера своего дела сформировали во мне стержень учителя и привили большую любовь к своему делу, научили быть настоящей, искренней, открытой и уважать профессию учителя.
Я пришла к выводу: это и есть моя профессия, мое призвание. По окончании колледжа, заочно поступив в Чеченский государственный педагогический институт, пришла работать в свою родную школу № 1 в селе Гехи, где работаю и поныне.
Учитель… Кто же он? По моему мнению, учитель – самый важный человек в жизни каждого ребенка, чей благородный труд на благо подрастающего поколения подобен героизму, ведь это наше будущее. Невозможно не согласиться со словами нашего национального лидера, героя современности Ахмад-Хаджи Кадырова: «Учитель создает нацию». И какое будет наше национальное будущее зависит от хорошего учителя.
Когда стараешься представить учителя будущего, как будет выглядеть урок в школе в будущем, то невольно воображение рисует какие-то сверхъестественные способности учителя наделять учащегося знаниями без усилий, как в фантастических фильмах. Но всегда учителю важно помнить, что главные нравственные и моральные качества, социальные требования будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном стремительно меняющемся мире.
Учитель будущего или настоящего, не важно - это человек, который в нужный момент дает толчок к развитию, тот, кто учит быть внимательным, активным, живым, деятельным. Он как никто другой понимает своих учащихся, всегда поддерживает в любых их начинаниях. Каждый учитель хочет видеть результат своего труда и поэтому ищет способы достижения поставленной цели. Он развивается сам и ищет индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом его психологических и физических возможностей. И мне кажется, что эти качества учителя всегда были, есть и будут актуальны и ценны.
В первую очередь, современный учитель, а потом и учитель будущего, должен показывать пример порядочности, добра, любви, быть другом детям, ведь ребенок берет пример с того, кого любит и уважает. Дети - самые тонкие психологи, они чувствуют, когда их понимают и ценят.
В наше время работать в школе трудно, но интересно. Динамичный ХХI век! «Новая школа» - новые технологии. Современный учитель должен нести не только знания детям, но и осуществлять связь времен и поколений, мотивировать самих детей стремиться к поиску новых знаний. Настоящий учитель должен научить детей думать, действовать, гореть идеей непрерывно.
Важно воспитать в детях чувство патриотизма, любви к Родине, ведь в современном обществе происходит переоценка нравственных и моральных ценностей. Как легко затеряться в стремительно меняющемся обществе формирующейся юной личности, тем более, когда родителей почти никогда не бывает рядом в нужную минуту (они на работе). Очень часто именно учителю приходится подставлять плечо ученику в трудной ситуации.
Современное образование требует от педагога не только давать новые знания, но и воспитывать и развивать личность в ребенке. А для этого он сам должен быть человеком с большой буквы. «Только личность может воспитать личность», - писал основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский. Современному педагогу нужно много работать над собой, чтобы дети чувствовали в нем человека, разделяющего их интересы.
Возвращаясь к мысли, что учитель будущего предстает в нашем воображении суперучителем, я хочу отметить что категорически нельзя переводить образование на дистанционную форму. Во-первых, учащиеся - это всего лишь дети, которым хочется играть, общаться, весело проводить время. Нужно быть очень дисциплинированным, чтобы заставить себя учиться без чьей-либо помощи и наставлений, включив компьютер, который предлагает тебе отправиться в виртуальный мир игр, а родителей, как всегда нет дома, чтобы проследить, чем занимается их любимое чадо. Экспериментируя с формами образования, мы можем упустить формирование грамотного и сознательного поколения, от которого будет зависеть наша дальнейшая жизнь.
Поэтому много энергии отдаю своей работе, вместе с детьми постигаю новое, расту и развиваюсь в ногу со временем. Мои дети любят викторины, развивающие и познавательные игры. Им нравятся тематические презентации, они любят сочинять сценарии к сказкам и разыгрывать их прямо на уроках. Участвуют в олимпиадах, часто завоевывают призовые места в школьных конкурсах. Девочки любят танцевать. Мы организовали маленькую танцевальную труппу. Поставили несколько танцев на школьных мероприятиях, которые завоевали популярность и симпатии зрителей.
Проходят дни, месяцы, года - вырастают дети, меняются классы. Ставшие тебе такими близкими и родными дети уходят от тебя к другим учителям. Каждый поток уносит от тебя частичку твоей жизни и сердца, ведь я – учитель начальных классов. А это значит, что через каждые четыре года мне нужно снова почувствовать себя «первоклассницей». И это дает мне ощущения обновления.
Я часто вижу и чувствую благодарность родителей, понимаю их, ведь они доверяют мне обучение и воспитание своего сокровища на целых четыре года. И для меня важно оправдать их доверие.
…Спустя годы, я понимаю, что мои родители оказались правы, посоветовав мне стать учителем и даже настояв на этом. Теперь я знаю, что я нахожусь на своем месте. Оглядываясь назад в те далекие военные годы, я испытываю чувство благодарности к своим родителям за это. Смотря в будущее, я с надеждой думаю о том, что учитель новой эры будет динамичным, способным меняться в зависимости от веяний и требований времени, всесторонне развитым, при этом останется незаменимым помощником и духовным наставником детям.