МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
346015, Ростовская область, Чертковский район,
х. Павловка, ул.Партизанская, 11
pavlovka-oosh@mail.ru. Тел.(86387) 45-6-25
Эссе
на тему:
«Во имя будущих времен, сердца мы детям отдаем!»
участника муниципального конкурса
«Учитель года-2019»
в номинации «Учитель года»
Татарченко Ольги Анатольевны.
Мы пред будущим в ответе. Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее - дети... Трудно с ними - ну и пусть!
В наших детях - наша сила, внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было столь же светлым, как они.
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. И выбрать ту, которая наиболее соответствует твоим природным способностям и наклонностям очень сложно. Нужно прислушаться к себе, к своему сердцу и понять, чем ты будешь заниматься на протяжении всей жизни, что станет радостью, любимым делом.
Моя профессия – мечта девочки из обычной российской деревушки с холмами, травой по пояс и белыми росами, мечта яркая, трепетная, родившаяся в розовой дымке босоногого детства. И когда пришло время выбора жизненного пути, у меня не было никаких сомнений: я должна быть рядом с детьми.
Профессия учитель — одна из самых ответственных. Ведь именно учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя. Он формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера, работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны.
Каким же должен быть современный учитель?
Соглашусь с мнением Дмитрия Медведева, выраженным в национальной образовательной инициативе «Новая школа», что «новый учитель - это творческая, независимая, конкурентоспособная, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Это человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу». Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Понятно, что идеальным учитель не может быть вообще; он может быть таковым лишь для конкретного человека. И во все времена для каждого образ этот индивидуален.
На мой взгляд, современный учитель - компетентный специалист, внимательный воспитатель, мудрый наставник, практикующий психолог, а иногда и заботливый родитель. Он должен создавать вокруг себя такое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, коллегами и учениками. Только совместными усилиями можно создать будущее, и только тогда оно станет новым, когда все мы посмотрим на окружающее нас «обновленным взглядом». А будущее - уже здесь…
Приблизить настоящее к будущему, я уверена, во все времена помогут известные многим принципы, также необходимые в работе современного учителя и которые я стараюсь применять в своей работе. Во-первых, помоги ребёнку почувствовать в себе уверенность. Во-вторых, люби своих учеников уже за то, что им дано право жить на земле. В-третьих, поддерживай учеников в их делах и начинаниях; найди то лучшее, что есть в них и постарайся развить. В-четвертых, делай зависящее от тебя добро, не ожидая, чтобы тебя об этом попросили. В-пятых, сделай озорников и шалунов своими помощниками. И наконец, дари свет своим ученикам.
В процессе преподавания русского языка и литературы для меня стало главным сформировать не только прочные знания, но и гражданственность, трудолюбие, нравственность, любовь к Родине, семье. Ещё в девятнадцатом веке Лев Николаевич Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Эти слова – бесспорная истина.
Любовь к предмету - одно из слагаемых авторитета учителя, который поддерживается безупречным знанием своего предмета и методами обучения, серьёзным отношением к работе, искренней заботой об успехах каждого ученика, общей эрудицией, культурой, тактом. При этом особую роль играют доброта, умение найти индивидуальный подход.
Как научить детей использовать полученные на уроках русского языка и литературы знания, умения и навыки в жизни? Эту проблему я стараюсь решать на каждом уроке. Для этого стремлюсь к созданию таких условий, чтобы дети сотрудничали со мной, могли самостоятельно искать истину, решать проблему, чтобы каждый имел право «сметь своё суждение иметь».
Ученик берёт пример с учителя. Значит, я должна показать себя высоконравственным человеком, постоянно совершенствовать себя как учителя. Тем более что это актуально для сельского учителя, который постоянно находится на виду учеников, родителей, коллег.
За годы работы я старалась в каждом ребёнке найти свою изюминку. К каждому ребёнку подобрать ключ. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.
Самая лучшая награда для учителя – это когда есть обратная связь между учителем и учеником, когда есть огоньки в глазах. Мы начинаемся в своих учениках и повторяемся в них. Это, для каждого из нас, большое счастье и колоссальная ответственность. И какими бы ни были наши энергетические и моральные затраты, они бесследно забываются, когда учитель видит понимание в глазах детей, чувствует их привязанность и, быть может, любовь.
Не секрет, что сегодня к учителям в обществе относятся неоднозначно. Ученики недовольны объёмом домашнего задания или строгостью учителя, родители - уровнем преподавания или методами воспитания, а порой осуждается и нравственный облик учителя. Согласна, не каждый педагог является примером для подражания.
Но всё же для молодежи есть среди современных учителей кумиры, непререкаемые авторитеты. Это учителя, готовые и способные "зажечь" детей, повести за собой к высотам знаний, учителя, являющиеся образцом порядочности и воспитанности. Свои знания и энергию они отдают детям, помогая им поверить в себя, раскрывая их таланты, указывая им путь к самосовершенствованию.
А как огромно сердце учителя! В нём есть место тысячам разных детских глаз: весёлых и грустных, пытливых и ленивых... Настоящий учитель действительно "отдаёт сердце детям".
Я уверена, что детей надо любить такими, какие они есть. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено.
Уверена в том, что Сердце, отданное детям, побудит их к благородным мыслям и поступкам. Пусть заслуженно гордятся своими открытиями учёные, патентами изобретатели, пусть не без основания считают свою миссию особенно весомой медики, военные, государственные деятели, но, когда в класс заходит учитель и начинается священное действо под названием урок, судьба человечества, будущее планеты оказывается в его руках!
На вопрос: «Кем Вы работаете?», я всегда с гордостью отвечаю: «Учителем!» Да, я горжусь, что работаю в школе. Школа – это островок радости для меня, не взирая ни на что, ни на какие трудности, которые встают передо мной. Я горжусь тем, что мне доверено судьбой вносить свой вклад в наше будущее! Трудно не согласиться со словами К.Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». Я посвятила себя любимому делу, и поэтому я счастлива!