Просмотр содержимого документа
«Эссе о формировании культуры в России»
Муниципальное казённое образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская средняя общеобразовательная школа № 4.
Сейчас появляются высказывания о том, что формировать культуру в России, в том числе культуру речи, можно только через «административное принуждение». Так ли это?
Культура – это образ жизни, обязательное соблюдение определенных общественных ритуалов и условностей, передаваемых от поколения к поколению. А воспитание культурного, интеллигентного человека – это процесс длительный и начинается с раннего детства.
Культура человека очень ярко проявляется в речи. Речь отображает социально-политические процессы в обществе и в то же время формирует наше мировоззрение. Речевое бескультурье, на мой взгляд, - это следствие падения культуры в России в целом. Революция, гражданская война, репрессии, годы Великой Отечественной войны и годы застоя, «беспредел» 90-х – все эти события выдвинули на первый план новый идеал - рабочего человека, грубоватого, пусть малообразованного, пусть косноязычного, зато простого и понятного, «без затей», без церемоний - «говорит, что думает» … А может, совсем не думает, что говорит? И простота переходит в примитивность, а прямота речи – в откровенную грубость и пошлость? По-настоящему культурный, интеллигентный человек становится незащищенным и часто внешне проигрывает в поединке с хамством, потому что не может унизить, обозвать, отхлестать словами.
Но не противостоять хамству нельзя!
Что же делать?
Почти два века назад А.С.Пушкин писал: «Воспитание, или лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла». Сегодня эти слова звучат поразительно актуально! В этой фразе понятие «воспитание» я вижу комплексно: культура + нравственность + знания!
Культуре, нравственности человек от человека учится, а значит, их (культуру и нравственность) детям прививают взрослые. Хорошее владение родным языком, умение грамотно говорить и писать, соблюдение норм поведения должно стать в России общественной ценностью. К сожалению, (опять же по мнению классиков) русский человек ленив, не любопытен, невежественен, а отсутствие в нем осознаваемых побудительных мотивов делает данную проблему неподъемной!
Для формирования взрослой культурной среды в стране просто необходимо ввести определенные административные принудительные меры:
организацию обучения культуре речи, общению, этикету;
обязательную аттестацию для всех должностных лиц по культуре речи, общению; введение нормативных требований в области культуры речи при приеме на работу;
повсеместное внедрение служебного этикета и его контроль;
установление ответственности за бескультурье любого вида…
Таким образом, я, пожалуй, соглашусь со словами Петра I, утверждавшего: «Наши люди ни во что сами не войдут, ежели приневолены не будут».
Калитвинцева И.В.