Не откажем себе в удовольствии: в год Театра поговорим о театре!
Но об особенном театре – театре школьной жизни. Да, да. Школьная жизнь, как никакая иная деятельность человека, связана с театром. Здесь учитель − играющий режиссёр. То есть он и сам любит погрузиться в сладостный мир знаний, узнать что-то новенькое и сделать это частью себя, и умеет поставить задачи перед учениками, развернуть с ними целый спектакль урока, а может добавить к нему время антракта – гулкой перемены или каникул. Для школьной жизни эта игра необходима, как воздух. Вспомним великого Вольтера: «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».
Просмотр содержимого документа
«Эссе о театре. Лучший мир»
Дорогие друзья!
Не откажем себе в удовольствии: в год Театра поговорим о театре!
Но об особенном театре – театре школьной жизни. Да, да. Школьная жизнь, как никакая иная деятельность человека, связана с театром. Здесь учитель − играющий режиссёр. То есть он и сам любит погрузиться в сладостный мир знаний, узнать что-то новенькое и сделать это частью себя, и умеет поставить задачи перед учениками, развернуть с ними целый спектакль урока, а может добавить к нему время антракта – гулкой перемены или каникул. Для школьной жизни эта игра необходима, как воздух. Вспомним великого Вольтера: «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».
Тогда кто же здесь актёры? Вопрос смешной. Конечно, наши неугомонные, серьёзные и болтливые, робкие и амбициозные, доверчивые и сомневающиеся − наши такие разные ученики. Да, они ученики гимназии, где урок театра стоит в расписании, но никто не помешает нам отыграть «самосделанный» спектакль для мам на вечернем празднике класса или примерить на себя роли людей разных профессий на классном часе. А главное, процесс творчества – сила, движущая каждый урок. Значит, любая тема может быть освоена через сценическую игру, этюды, актёрские упражнения. Конечно, мы их так не называем, но чувствуем, что театр и творчество − это наша стихия! А как говорил Константин Станиславский, основатель русского театра: «Единственный царь и владыка на сцене – талантливый артист»! А единственный царь и владыка урока – ученик!
С какими же мыслями начинается мой школьный день? Вспоминаю прочитанную мною давно, любимую фразу русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой: «Актёра нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нём человека». Вот, по-моему, главная цель деятельности учителя, или, как сказали бы в театре, его сверхзадача. Знания важны и необходимы каждодневно, но не менее важны навыки дружбы и ценность любви, принципы чести и сила правды. И это не театральные маски, а суть личности человека, его настоящее и будущее. Чтобы ребёнок не только знал о пользе дружбы, но и умел дружить, радовался общению с друзьями, видел в школьном учителе взрослого друга, я беру его за руку в первом классе и веду по школьной жизни, показывая своим примером, как нужно жить и дружить. И здесь уже нет никакой игры – всё по-настоящему! А театр, спросите вы. Но ведь хороший театр тоже ведёт нас за собой, как друг, к чему-то светлому и чистому в нас самих, он открывает нам лучший мир.
И как радостно в конце рабочего дня осознавать, что твои труды не напрасны: ученики узнали новое, открыли в себе неизведанное, порадовались на уроках, сознательно или случайно что-то сыграли, получив в ответ аплодисменты или... Школьная жизнь тем и хороша, что это целая жизнь, где есть место всему, в том числе и театру! А зачем люди ходят в театр? На этот вопрос Светлана Крючкова, актриса, наша современница, сказала так: «В театр ходят за счастьем». Пусть же наши ученики ходят в школу, как в театр!