Секреты мастерства: пять ступенек к успеху
Эссе написано учителем английского языка и педагогом дополнительного образования Гавшиной О.Л.
Обдумывая содержание эссе и анализируя свою педагогическую деятельность, поймала себя на мысли о том, что никак не могу выделить первую, вторую и так далее ступеньки к успеху. Ступеньки – путь наверх. С этим я согласна. Но как, работая педагогом, можно рассуждать: вот я это сделала, значит, я могу подняться на следующую ступень. Затем я должна воспитать в себе другое качество, чтоб подняться еще выше. Возможно, такой карьерный рост допускается в освоении других профессий, но только не учителя. Не лучше ли сказать: ««Секреты мастерства: пять слагаемых успеха»?
Проработав 40 лет в школе, я осознала, что формула успеха состоит из следующих слагаемых: трудоспособность + любовь к делу и детям + терпение + самообразование + творчество = успех.
Именно эти компоненты, подобно 6 слугам Р. Киплинга, являются постоянными спутниками в моей работе. Они подпитывают, вдохновляют, являются источниками внутренних сил. Они отражают сущность мою как педагога. Они мой вечный двигатель, эликсир молодости. Попробую это доказать.
Трудоспособность или трудолюбие – основа моего профессионального становления. Наверное, каждый начинающий педагог посвящает созданию урока невероятно много времени. Пусть не всегда эти первые уроки удачны, но если ты не получил удовлетворения от занятия, ты начинаешь просматривать свой конспект заново и анализировать проведенный урок и берешься за новый урок и творишь его – в этом и заключается твое трудолюбие. Очень ценное качество. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу не подававших надежду студентов окрепли, поднялись к вершинам педагогического мастерства! Педагог — это всегда великий труженик. Профессия учителя – тяжелый труд, от которого зависит не только ваша дальнейшая жизнь, но и развитие общества в целом.
Любовь к делу и детям – это то, без чего ты не состоишься как педагог. И если трудолюбие можно воспитать в себе, то заставить себя любить свое дело и детей трудно. Зато, когда увидишь в глазах детей искорки любви, когда поймешь, что не можешь жить без школы, без ее учеников, когда появятся дети, любящие тебя или твой предмет, можно с уверенностью сказать, что ты – Учитель. Еще Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель».
Терпение – одно из самых главных качеств, необходимых учителю. А.С. Макаренко утверждал, что учитель «без тормозов» — это как испорченная, неуправляемая машина. Работа школьного учителя всегда соткана из разного настроения. Не секрет, что на смену любому успеху может прийти неудача. Бывают дни, когда ничего не «клеится», конспекты писать надоело, коллеги тебя не понимают и не поддерживают, учеников будто подменили, и они не помнят тему прошлого урока или не дают вести занятие. Здесь главное – не сорваться, не опускать рук. Учитель не имеет права сдаться, это его работа, призвание. Терпеливо объясняя материал урока, стараясь по крупицам донести до учеников всё самое новое и интересное, учитель открывает им дверь в огромный мир, помогает понять и найти себя, определиться с жизненным выбором. Терпение – главный закон его жизни. Как гласит народная пословица: «Терпение и труд всё перетрут».
Самообразование – это то, чем учитель обязан заниматься на протяжении всей педагогической карьеры. Для чего, спросите вы? Для самосовершенствования. Для самоуверенности и уверенности в себе. Для того, чтоб идти в ногу со временем. Жизнь не стоит на месте. Новые технологии требуют новых подходов к работе. Современные ученики воспитаны на гаджетах и приоритетах других ценностей, им интереснее с тем учителем, который «шарит» в IT технологиях и знает о молодежных субкультурах. И тогда возникает вопрос: «Возможно, пришла пора приобрести новые знания?». Они ценят взрослых, которые знают больше, чем они, которые могут дать совет в любом деле и ответить на любой вопрос. Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через три-пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Как современно звучат слова К.Д. Ушинского: «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». Возможно, пришла пора приобрести новые знания.
И последнее слагаемое в моей «формуле» – творчество. Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету. Скучно и уныло жить по шаблону. Частичка творчества должна присутствовать в любом деле: урок, классный час, родительское собрание, мероприятие, кружок. Творишь ты – творят твои подопечные. Твое творчество восхищает, вдохновляет, зажигает, направляет. Ежедневно школьный учитель открывает дверь в класс, и начинается великое таинство, имя которому - педагогическое творчество. Творческая педагогика, творческий учитель - как они необходимы сейчас! Можно построить замечательные школы, создать великолепные учебные кабинеты, напечатать хорошие учебники, но только когда приходит в школу настоящий учитель, несущий факел педагогического творчества, оживают педагогические теории, наглядные пособия и учебники, озаряются улыбкой детские лица. Школе всегда был нужен творческий учитель.
На творческий исследовательский характер педагогического труда обращали внимание еще великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие.
Итак, суммируя вышесказанное, можно утверждать, что слагаемые успеха любого педагога – это огромное трудолюбие и непрерывный творческий поиск. Он не дает себе спокойно почивать на лаврах, а двигается вперед, постигая новые знания! Если учитель любит свою работу и учеников – он состоявшийся учитель.
Моей профессии можно позавидовать. Она даёт возможность развиваться духовно и творчески. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем. Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд.
Уже много лет школа – это мой второй дом. Ей я отдаю всю себя без остатка: своё время и силы. Жить по-другому, наверное, уже не смогу.
И завтра я опять пойду в школу доказывать себе, что формула успеха состоит из следующих слагаемых: трудоспособность, любовь к делу и детям, терпение, самообразование и творчество.
P.S. И пусть в моем эссе идет речь о секретах мастерства учителя, это в полной мере относится и к педагогу дополнительного образования. Только в моем случае самообразование на этот раз стояло на первом месте (от перемены мест слагаемых сумма не меняется). Работа руководителем краеведческого кружка для учителя английского языка требовала приобретения совершенно новых знаний и умений: писать исследовательские работы и проекты, готовить и проводить экскурсии, брать интервью и создавать видеофильмы. Без любви к детям и уважительного отношения детей едва ли можно было одержать победы на конференциях, олимпиадах и конкурсах. Без трудолюбия, терпения и творчества мне не удалось бы за небольшой промежуток времени добиться определенных успехов в проводимой работе. И это еще одно мое подтверждение правильности выведенной формулы успеха.