Дефектоло́гия— раздел медицины, занимающийся изучением психофизических особенностей развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностей их обучения и воспитания.
Дефекто́лог — специалист в области дефектологии:
дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии;
дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.
Основные подразделы дефектологии
логопедия — изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции
сурдопедагогика — воспитание и обучение людей с недостатками слуха
тифлопедагогика — воспитание и обучении людей с нарушениями зрения
сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей
амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов
олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
ортопедагогика — воспитание и обучение людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Специальность дефектолога родилась на стыке медицины и педагогики. Это относительно молодая специальность, возникновение которой связано с развитием психологии, неврологии, общей и специальной педагогики. Понимание уникальности детей с отклонениями в развитии, стремление к их развитию и социализации — достижение совсем недавнего прошлого.
Сегодня, я хотела бы рассмотреть один из подразделов дефектологии, логопедию. Так как логопедия мне наиболее близка, хотя остальные подразделы дефектологии не менее, а может даже более важны. Давайте разберемся, кто же такой учитель-логопед? Учитель-логопед – это призвание, внутреннее состояние души, желание помочь и научить. Настоящий логопед строит будущее ребенка, развивая и совершенствуя не только речь, но и внутреннее «Я» малыша, его индивидуальность.
Речь – коммуникативный навык, без которого полноценное общение невозможно, и, если с малых лет ребенок чувствует непонимание со стороны окружающих, и не в состоянии четко выразить свои мысли, это может привести к психологическим травмам и проблемам в школе. Нарушение речи может быть следствием психологических проблем, а также из-за врожденных аномалий.
Принцип учителя-логопеда помощь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, а также дать понять малышу свою значимость. Необходимо адаптировать детей с отклонениями для учебы в школе, чтобы они не чувствовали себя не нужными в школьном процессе. В России всегда были и создаются специальные коррекционные группы в детских садах и школах. Но я считаю, дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, должны учится в общеобразовательной школе со своими сверстниками без инвалидности, при этом должны учитываться их особые образовательные потребности.
Для этого и работают учителя-логопеды, но этого мало, необходима слаженная работа всех педагогов и родителей. Эта должна быть совместная работа и в школе и дома.
В современном мире растет число детей с психологическими проблемами, некоторые из которых идут именно из семьи, родители разучились слышать, слушать и разговаривать со своими детьми. Поэтому, я думая, что нужно развивать науку дефектологию, находить все новые способы решения проблемы.
В заключении хотелось бы сказать что учитель-логопед сродни врачу, врач лечит тело, а логопед душу.