Эссе «Я-учитель».
Почему я стала учителем? Отвечая самой себе на данный вопрос, вспоминаю свои школьные годы. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияли на наше восприятие жизни. Для меня учителя были волшебниками, которые умели творить чудеса. Многие были влюблены в учителей и с большим уважением относились к ним.
Уверена, что они помогли мне приобрести внутреннюю силу. Самостоятельность, а значит уверенность в себе, в своих возможностях. Так что ответ на вопрос: «Почему я стала учителем?» прост – меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых мне хотелось быть похожей.
Первые годы своей преподавательской деятельности каждый из нас может сравнить с узкой тропинкой, по которой он идёт с завязанными глазами. И я всегда чувствую руку помощи, слышу слова поддержки, одобрения или критики, но вся ответственность за моих подопечных на мне. Первый урок, как первый снег, непредсказуемый и легкий, но долгожданный. Первый урок, как первый шаг, несмелый, но самостоятельный. Урок прошёл на одном дыхании, незаметно пролетели 40 минут. Первые оценки. Кажется, всё получилось, всё успели. Для настоящего учителя, работающего с душой, с вдохновением, по зову сердца, по призванию, каждый урок – первый. Каждый урок не похож на предыдущий. Каждый урок – это маленькое открытие, прежде всего для детей.
Учитель должен быть терпеливым и сдержанным. Учить и воспитывать может только тот, кто сам учится и воспитывает, кто умеет прощать и щадить. Главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек — учитель. Размышляя об этом, вспоминается «Притча об учителе».
Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец, они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.
Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.
Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.
В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель.
Дед поздоровался и сказал:
- Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл.
Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед .
Я тоже очень хочу, чтобы мои ученики выросли добрыми и хорошими людьми, чтобы по моим ученикам судили и обо мне.
В моём понимании, хороший учитель всегда должен заставлять думать каждого ученика, учить критически относиться к собственным мыслям и мыслям других: стараться вносить разнообразие в учебный процесс, применять методы и приемы разных педагогических технологий. Требовательным, прежде всего, к самому себе: на занятие всегда нужно приходить подготовленным, следить за своим внешним видом и речью, ведь каждый день на тебя смотрят более сотни пар глаз, которые замечают абсолютно всё. С учащимися и родителями следует держаться доброжелательно, но уверенно, не забывая о том, что учитель всегда должен быть хозяином положения.
Современного педагога характеризуют такие качества, как мобильность и готовность к переменам, ведь образовательные стандарты с каждым годом меняются и усложняются всё больше.
Мы живем в современном мире. И учитель должен быть современным, "новым". ФГОС нового поколения требуют не только знания учителем основных закономерностей построения учебного процесса и создания учебных программ, но и ставит высокие требования к личности педагога. Поэтому я, как «новый учитель», должна быть высококлассным специалистом – теоретиком, практиком, психологом. Шагая в ногу со временем, я осваиваю инновационные технологии. Современные дети «воспитаны» на компьютерах, смартфонах, электронных книгах… Поэтому, мне надо совершенствоваться постоянно: изучать компьютерные программы, использовать всевозможные электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроке и вне урока. Спасибо им за то, что не дают мне останавливаться на достигнутом!
Главная награда для меня – видеть заинтересованные глаза детей, наблюдать за их успехами и достижениями, даже самыми маленькими. Лучшим комплиментом для меня, как для педагога стали слова моих учеников: «Как быстро пролетело время на уроке!» Фразу о том, что ребенок – «факел, который нужно зажечь», знают все.
А как зажечь? Для этого необходимо только одно условие: педагог сам должен гореть!