Эссе «Учить нельзя воспитывать»
«Образование ребёнка без предварительного воспитания есть попытка построения дома на песке». Создатель русской народной общеобразовательной школы и основоположник российской педагогической науки К.Д. Ушинский выступал за неразрывную связь между обучением и воспитанием.
«Обучение – одно из важнейших средств воспитания»
Слово «образование» происходит от глаголов «образовать» и «образовывать», которые восходят к глаголу «образить», имеющего много значений: давать вид, образ; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать; улучшать духовно, просвещать. (В.И.Даль).
Мне ближе – «улучшать духовно». Пусть мой ученик не выучит наизусть сложное правило и, может быть, решит задачу с ошибкой, но, надеюсь, он будет Человеком. Человеком с открытой душой и добрым сердцем, сомневающимся, думающим, любящим. Ведь «напичкать» знаниями – это не главное. Главное – научить видеть прекрасное и безобразное, отличать истинные ценности от ложных, думать, действовать и нести ответственность за свои действия. И в этом процессе роль учителя невероятно велика.
Я работаю с детьми XXI века. Это ребята, которые живут в мире преобладания материальных ценностей; в мире, который требует от людей динамичности, быстрого принятия решений, зачастую даже жёсткости и жестокости в решениях и поступках. Мало места остаётся для проявления душевных качеств и обогащения своего внутреннего мира. Но детская душа стремится приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам прикасаться к чуду на каждом уроке. И мы его находим – в стихах на уроке чтения, в тончайших оттенках словак на уроках русского языка, в играх, в занимательных упражнениях, конкурсных заданиях на уроках математики, в богатстве природы на уроках окружающего мира. И эти «прикосновения к чуду» в процессе обучения «улучшают духовно», воспитывают духовную сторону человека.
Многолетний опыт общения с детьми, когда уже будто знаешь, чему и как учить, быстро меняющиеся социальные особенности жизни нашей страны, размывание граней традиционных «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», заставляют подвергать сомнению свои знания и умения, требуют произвести некую ревизию своего опыта. Отбросив сначала одно, потом другое, видишь, что остаться должно только то в образовании и воспитании, без чего не может состояться Человек.
Чтобы не «потерять себя», быть способным к самоидентификации и самореализации во все новых и новых ситуациях, человек должен обладать неким «личностным стержнем» – осознанием себя как индивидуальности, самостоятельной и нравственной личностью. Помочь человеку выработать в себе такой «стержень», на мой взгляд, важнейшая задача образования.
Сформировать у детей важнейшую мировоззренческую позицию: человек – наивысшая ценность, а приобретенные знания – средство жизни, вот что считаю важным.
За партами сидит наше будущее. И в этом будущем нам предстоит жить . И оттого, какими станут мои ученики, зависит жизнь страны, наша жизнь. У каждого ученика свой путь, своя судьба… Но заложить ребёнку прочный стержень Человека – главная задача учителя, моя задача.
«Дело воспитания такое важное и такое святое дело… Здесь сеются семенаблагоденствия или несчастия миллионов соотечественников,
здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».
К.Д. Ушинский