В своём эссе "Учить-учиться" я размышляю о профессии учителя, о том, что должно быть главным в моей работе.
По окончанию восьмого класса школы № 16 города Новошахтинска у меня было неудержимое стремление стать учителем начальных классов, но придя за документами в кабинет директора МартиросянаСергея Абрамовича, я услышала: «Идите Игнатенко дальше учиться». Это далекое советское время, когда повсюду висели лозунг: «Учиться, учиться и учиться!», так завещал великий Ленин, и мне ничего не оставалось, как летом поработать воспитателем в пионерском лагере и идти в 9 класс. Я продолжала заниматься в школе юннатов. На УПК впервые мне пришлось выбирать стать швеей мотористкой или трактористом 3 разряда, и я получила удостоверение тракториста 3 разряда. После 9 класса целое лето работала в соседнем совхозе и помогла маме получить огромный урожай картофеля нового сорта. На выставке урожая мы заняли призовое место, и мне вдруг захотелось стать селекционером…
В школе меня учили учителя разных возрастов, и те, детство, которых прошло в годы войны, и те, что выросли в мирное советское время. Всех их объединяло оно: воспитать всесторонне развитую личность – человека коммунистического общества. И все мы дети Советов верили в светлое будущее и стремились к нему.… С величайшей благодарностью вспоминаю своих педагогов – истинных профессионалов, для которых главным в работе было пробудить мысль в каждом из нас, заставить шевелить мозгами.
У меня были замечательные учителя: Остапенко Евгения Ивановна – учитель химии, Сергеенко Мария Сергеевна – учитель биологии, Чумакова Тамара Трифовна – классный руководитель, учитель технологии и библиотекарь. Это творческое трио создали при школе огромный пришкольный участок, который обеспечивая овощами школьную столовую. Их кабинеты круглый год пестрели зеленью, на смену отцветших цветов, зацветали другие.Так хотелось проникнуть в тайну гармонии и природы!
Мы старшеклассники помогали, чем могли, не все конечно. Некоторые смотрели на это с иронией, а это оказалось иронией судьбы…
Окончив школу с одной четверкой по русскому языку, я поступила на агрономический факультет сельскохозяйственного института. Во время учебы в институте мне пригодились знания, которые мне дала школа, а самое главное – это умение учиться. Черпать знания от преподавателей, из книг, занимаясь самообразованием. Собственно, слова директора школы стали моим лозунгом в жизни…
По окончанию института работала начальником отряда по возделыванию полевых культур два года. Но судьба распорядилась так, что моя трудовая деятельность продолжилась в Поселковой школе, которая за тридцать лет моей работы в ней, стала для меня родной. Работать учителем я началав конце восьмидесятых. У меня были прекрасные наставники: Чмых Александра Григорьевна – учитель биологии и географии, Покотило Галина Константиновна- учитель химии, Борисенко Елизавета Михайловна – учитель математики - это педагоги, которые превращали свой повседневный труд в постоянный праздник, которые не только открыли для меня дверь в новый школьный мир, но и помогли стать учителем…
Я часто задавалась вопросами, как учить, чем заинтересовать, как прийти к лучшим результатам. Часто не находила ответы на эти вопросы, и вот наглядный пример моих наставников помогал найти эти ответы. Окончив педагогический институт, стала учителем биологии , а проработала тридцать лет совместителем -учителем сельхоз труда и биологии; биологии и экологии; биологии, географии, химии. По моему мнению, главное в работе педагога - не только знание своего предмета, но и умение передать это знание детям, не только быть наставником, но и другом. На пороге школы я отбрасываю своё плохое настроение и иду вперёд, дарить ученикам радость познания и помочь им поверить в себя.
Для меня учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Мои ученики смотрят на меня, подражают мне, копируют мое поведение, и это огромная ответственность. Я знаю, что ради них должна быть еще лучше, еще умнее, должна стремиться к самым высоким вершинам, ведь тогда и они будут такими же сегодня, а завтра станут еще лучше.
В это году мне посчастливилось вновь стать классной мамой. Моя ученица - учительница математики Андреева Наталья Сергеевна сменила место жительства и оставила мне в наследство 14 воспитанников. Сначала меня разбирали сомнения, получится ли у меня стать «приемной мамой», но не прошло и недели, как поняла мои, родные. Горящие глаза, смешливые улыбки и разносторонние загадки напоминают их родителей, которые приходя в школу, садятся за парту своего чада и утверждают: «А в наше время…». Да времена меняются, а дети остаются детьми. Они по-прежнему жаждут знаний. И у меня опять возникает вопрос, как учить…
Перепробовав десятки методов, выбрать свой, пересмотреть десятки учебников и выбрать самое лучшее для своих учеников-воспитанников – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс педагога.
Тридцатый год, переступая порог родной школы, яразмышляю о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь и моих коллег , а многие из них мои ученицы, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались полезными и востребованными.
Современный учитель не только учит и учит- учиться, но и учится у своих учеников.Я не только учу и детей, но и многому учусь у них. Мои ученики – любознательны, часто задают каверзные вопросы. Я не стесняюсь говорить, что на отдельные вопросы не могу дать полного ответа или затрудняюсь на них ответить.Предлагаю найти вместе ответ или решить трудную задачу. Обучаясь сама, я нахожу много ценногодля проведения своих уроков. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с детьми познавать интересный мир моего любимого предмета - биологии.
Я горжусь своими учениками. У многих жизнь и работа связана с биологией. Исмаилов Рамиз стал известным кардиологом, Овдеенко Ирина - врачом скорой помощи, кто-то - агрономом, кто-то - просто хорошим человеком, а кто-то - учителем биологии. В этом моя ученица Ковтунова Валентина будет поступать на биофак. И она непременно станет учителем творческим и будет любить своих учеников и ежедневный кропотливый, но очень благородный труд!